Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Психушка в «Табакерке»
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна
Впервые на русской сцене роман о Феликсе Круле

Зрители уже привыкли к тому, что наши режиссеры с классиками не церемонятся, но чтобы так? Досочинены сюжетные линии и биографии героев, выдуманы события и «факты» (Например, спектакль начинается с казни героя, которой нет в романе) и т.д. Речь идет о спектакле Театра п/р О. Табакова «Признания авантюриста Феликса Круля» по прозе Т. Манна в постанове Андрея Житинкина.

 — Этот роман Т. Манн писал всю свою жизнь и так его и не закончил. У меня ощущение, что это мог быть такой же большой его роман, как, например, «Иосиф и его братья». То, что писатель не принимал фашизм и эмигрировал, известно. А как бы он принял последующие события 20 века? Мы дали наш театральный прогноз — как могли бы сложиться судьбы героев с учетом этого опыта. Станиславский любил предлагать актерам вообразить, что было с их персонажами до событий в пьесе и после них. Мы проследили жизнь Круля и других героев, предположив, что их столкновения с Крулем имели бы для них роковые последствия. 
Вот из таких талантливых, обаятельных мальчиков огромное количество пришло к нацизму. Я считаю, что мы остались абсолютно в духе романа.

 — Сочиненный вами финал спектакля можно понять как предупреждение?

 — В финальном монологе Круля звучит текст из «Майн кампф», хотя здесь нет прямых аналогий с Гитлером, но энергетика финального монолога подавляет зал, который не ожидал такого превращения: зрители увидели Безрукова в совершенно ином качестве. То, что талантливые авантюристы имеют успех у масс, — закон 20 века. Только потом к людям приходит осознание роковых уроков истории. 

 — Андрей, когда вы ставили «Милого друга» Мопассана, вы сказали, что на ступило время «милых друзей». Можете ли вы теперь сказать, что наступило «время авантюристов»?

 — Более того, наступило время суперавантюристов. Круль — это следующая ступень после Жоржа Дюруа. Такой мальчик, как Круль, может подтолкнуть мир к катастрофе.

 — В спектакле звучит немецкая речь. Это потребовало какой-то дополнительной работы?

 — Тут пригодились фантастические возможности Безрукова-пародиста, он все очень быстро схватывает, он говорит на немецком, итальянском, английском, а так как у героя большой «парижский» период, то и на французском. Все это очень пригодилось, потому что как кельнер Круль должен знать иностранные языки. Он здесь еще раз подтверждает свой талант оборотня. С мелодикой французской речи очень помогла Камий Кайоль, исполнившая две роли; одну из них, актрису Заза, он играет по-французски, и зритель понимает, что она кокетничает с Крулем. Камий, не отнимая много времени ни у меня, ни у актеров, каждому нашептала на ушко, как правильно должны звучать французские фразы.

 — На протяжении всего спектакля звучит смех, юмором пронизана даже эротическая сцена Дианы и Круля, но ведь роман Т. Манна вовсе не отличается юмором.

 — В этой сцене мне важно было раскрыть жанровые возможности Марианны Шульц, она играет и возраст, и судьбу этой писательницы, с долей извращенности, недореализованной сексуальности и даже с ее материнским комплексом (когда она прижимает Круля к обнаженной груди). Я почти целиком оставил этот кусок так, как он написан у Т. Манна, отдал «на откуп» актрисе. Если бы была актриса меньшего дарования, пришлось бы делать купюры, ведь Т. Манн здесь балансирует на грани каких-то порнографических вещей. А Марианна возводит эту картину в степень высокого и, я бы сказал, чистого вкуса. Для меня как режиссера юмор — это колоссальное оружие, он помогает мне не скатиться к повествовательности, чего я не люблю. Я не могу никак понять, почему ставят такие скучные спектакли по Достоевскому. На мой взгляд, Достоевский один из самых ироничных авторов, и я бы хотел поставить прозу Достоевского и доказать, что в ней много юмора. Больше всего я не люблю скучный театр.

 — Расскажите, пожалуйста, о работе с Сергеем Безруковым, который, кажется, сделал новый шаг в творчестве.

 — Мне очень важно было, чтобы актер показал эволюцию героя, и он потрясающе проживает жизнь от прелестного мальчика до монстра. Сергей Безруков доказал, что он серьезный актер с большой амплитудой от Хлестакова (это его прямое дело) до Ричарда III. Некоторые уже стали поговаривать, что у него обаяние от бога, он талантливый пародист, и не более того. А на самом деле это часть айсберга. Очень важно, когда в труппе есть такой актер, как С. Безруков, в которого (а это лежит в основе романа, в основе центрального образа) влюбляются все, который безусловен в своем обаянии, который излучает солнечность и чистоту в начале. Если этого нет, то невозможен «Круль». И я счастлив, что С. Безруков обладает этой магией. Круль как бы притягивает всех персонажей, и в этом их трагедия: как мотыльки, которые летят на огонь, они обжигают крылья и погибают. Круль очень быстро оказывается втянут в кровавые дела, и самое страшное то, что неблаговидную, разрушительную идею претворяет в жизнь талантливый и обаятельный человек.

 — Сергей Безруков является еще и ассистентом режиссера?

 — В Театре Табакова я гость, и мне важно, чтобы спектакль не остался без хозяйского глаза (хотя после премьеры я посещаю все спектакли целый год). Сергей Безруков без меня, как ассистент режиссера, может «держать» спектакль, он не разрешает службам нарушить мой рисунок и отстаивает его с жесткостью, с виду не свойственной этому обаятельному человеку.

 — У спектакля огромный актерский успех. Как вам удалось добиться такого ансамбля?

 — Я очень люблю открывать новые имена. Со звездами Театра Табакова я уже работал, и мне интересно было поработать с актерами, которые, может быть временно, оказались в тени, не в первом эшелоне. И выяснилось, что они совершенно не меньшие, очень крепкие мастера. Мы работали над монтажными стыками кусков прозы, добивались современных, сегодняшних реакций, прибегали к вариантам перевоплощений, чтобы молодым актерам стопроцентно поверили в «возрастных» ролях, добивались атмосферы импровизации, когда актер не выпрыгнет из рисунка, он «в квадрате» (джазовый термин), но есть зоны для фантазии. Актеры обожают, когда полный зал, когда хороший текст, хорошие костюмы, когда все продумано вплоть до света. Я всегда стараюсь, чтобы мои спектакли были праздником для актеров и зрителей. Все-таки я коренной вахтанговец.

Москва театрально-концертная
Сергей Веселовский


Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru