Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Работа Калягина

Александр Калягин в театре 13 лет, а в кино — 8. На сцене сыграно около двадцати ролей, в кино — более двадцати. Но подлинная слава пришла к нему недавно. Фильмы «Преждевременный человек», «Здравствуйте, я ваша тетя», «Каждый день доктора Калинниковой», «Раба любви» познакомили с ним многих зрителей, а роль Платонова в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» сделала Калягина одним из самых популярных в любимых наших актеров.

МЕЧТА

Почти тридцать лет тому назад в Москве, на улице Кирова, в коммунальной квартире, где жили одиннадцать семей, мальчик собирал своих сверстников на спектакли. Он сам построил игрушечную сцену, сам придумывал спектакли, где мамины бусы изображали змею, а флакончик из-под духов — дворец.

Калягин: — Я всегда знал, что буду актером. Других планов не было. Не было даже боязни: мол, вдруг не выйдет. Когда меня не приняли в театральное училище, не расстроился. Знал — поступлю на будущий год. И поступил. 

Он занимался во Дворце пионеров — читал стихи. Он был из тех хорошо знакомых нам симпатичных пухлых мальчуганов, которые звонкими голосами поздравляют взрослых дядей и тетей на торжественных собраниях. Стал постарше — начал выступать с чтением серьезной литературы, любовь к которой привили ему мать и первая его режиссер-учитель Н. А. Буйван. Это было уже и Народном театре чтеца. С тех времен Калягин верит, что актеру надо начинать именно с чтения. 

Калягин: — Чтение научило меня владеть вниманием зрителей — без помех и посредников. В нем соединяется мысль автора, твоя мысль и твой темперамент. Учишься проникать в глубь литературы и одновременно постигаешь актерское искусство.

На первом курсе его чуть не выгнали за профнепригодность, не вызывал он надежд у педагогов: внешность неброская, голос с хрипотцой… И здесь сработало то, что теперь Калягин называет «инстинктом выживания»: он начал оголтело работать, повинуясь страстному, необоримому желанию быть на сцене. И стал одним из первых на курсе.

КАНВА СУДЬБЫ

Впрочем, сначала Калягин окончил медучилище (по совету матери, на всякий случай), а потом два года работал фельдшером на «Скорой помощи». Эти годы не прошли впустую, как ничто не проходит в жизни… Но об этом — дальше. После Щукинского училища попал в театр на Таганке. Там, казалось бы, все складывалось неплохо: играл хорошие роли, например, заглавную в спектакле «Галилей» по Б. Брехту. Но вскоре ушел оттуда.

Калягин: — Там работают талантливые актеры, но театр этот очень специфичен, и режиссерские методы не совпадают с моей индивидуальностью. А беречь свое лицо, свое «я» крайне важно для актера.

Потом — театр имени Ермоловой, теперь — МХАТ. И снова отличные роли в спектаклях «Старый Новый год», «Муж и жена» М. Рощина, в «Дачниках» М. Горького. Одновременно — съемки в кино, на телевидении, концерты с чтением Рабле, Платонова… Недавно ему присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. 

ПОСТИЖЕНИЕ СЕБЯ

Калягин: — Как много удивительного переживали мы в детстве! Это колодец, из которого можно черпать и черпать чувства, которые хватит на тысячу ролей! У меня мурашки бегут по коже, когда я вспоминаю ощущение одиночества или тоски, пережитые в детстве… Чувство одиночества, например, для меня подсознательно сохранилось так: мама привела меня в детский сад и уходит, спускаясь вниз по лестнице, и я, чуть не плача, смотрю ей вслед, а нянечка в белом халате уже тянет-тянет меня за руку, прочь…

Сейчас, занимаясь со студентами, он старается научить их «вытаскивать» это своё прошлое.

Калягин считает, что актеру нужно как бы рассматривать собственную душу, узнавая, почему это ты любишь, это — ненавидишь, это — тебе безразлично… Так же он относится и к тому, что называют «жизненный опыт».

Калягин: — «Зигзаги» в актерской судьбе — это не только не страшно, но даже желательно, на мой взгляд. Всегда интересней и богаче люди, которые до театра повидали еще что-то. Но дело далеко не в том, что ты увидел. Важно — как ты к этому отнесся. То, что я работал на «Скорой помощи», важно не само по себе, а потому, что изменило мою душу: сцены горя сделали ее ранимей. Как изменился ты от соприкосновения с тем или иным событием — единственное, что действительно важно для роста человека, а особенно актера.

РАБОТА

Калягину нравятся люди с «жилкой»: настойчивые, упорные, твердо идущие к цели. И сам он, если судить по событиям его жизни, такой. Несколько лет назад одна газета даже противопоставила его молодым актерам, ждущим, пока их заметят режиссеры: Калягин самостоятельно делает моноспектакли, не дожидаясь милостей от природы". Но сам про себя он говорит, что не настырен. Даже ленив. И нет у него сейчас необузданной жажды играть, играть, играть…

Калягин: — Есть роли — так есть, хорошо. А если нет… Ну что ж, отчаиваться не стану… Хотя с годами их отсутствие переживаешь все сильнее.

Думаю, это не поза — принцип. Он верит: актеру нужно больше «накапливать» — обязательно наблюдать, сопереживая, и реже «выплескивать» перед зрителем накопленное. Именно это «накопление», по мнению Калягина, в соединении с «я» актера, его характером, внешностью, генами и дает то, что он считает важнейшем в искусстве, — интуицию. 

Калягин: — Талант — это, по сути дела, тоже интуиция. Актер интересен неожиданностями, и интуиция это проявляет. Потом идет осознанное действие, детальный разбор роли, но это — дальше… А сначала — интуиция. И рождается она в переплетениях характера, опыта, судьбы.

РОЛИ

Калягин: — Я стараюсь, чтобы каждая моя новая роль немножко двинула меня вперед как актера. Ну и, конечно, главная задача — создание интересного образа. Только не спрашивайте меня, удовлетворен ли я сыгранными ролями! Я боюсь такого чувства — успокоиться, сказать себе «молодец»… Нет, нет! Скажу лучше вот что: мне всегда важно, чтобы в роли была трагикомическая нотка. Трагикомедия — мой любимый жанр. Когда после раскатов смеха вдруг возникает мертвая пауза — и уж не то что смеяться, рыдать хочется…

В ролях он ищет противоречивого, сложного, неоднозначного. Ему претит «однотонность»: банальность он не переносит ни на сцене, ни на экране, ни в жизни. Кстати, он против бытующего среди некоторых актеров разделения: «вот — сцена, вот — жизнь, и не надо их смешивать». Наоборот, он даже не может представить себе, как разорвать их. 

РЕЖИССЕРЫ

В работе с режиссерами ему важно взаимопонимание. 

Калягин: — Мои любимые режиссеры? В кино — А. Роом и Н. Михалков, а в театре — О. Ефремов и Р. Виктюк.

Н. Михалков: — Я очень люблю работать с Сашей, это доставляет мне радость. Еще и потому, что работать с ним неимоверно тяжело. Даже «уловить» его трудно: вечно он в спешке от одной съемки на другую, из театра на концерт…

…Но когда он берется за работу с полной отдачей, тут начинается период чрезвычайной наполненности. хотя и мучительно трудный… Мне хотелось бы занимать Сашу в ролях разных, давать ему роли, не похожие на предыдущие. 

Ведь он способен очень на многое. На большее, чем сделал пока…

Р. Виктюк: — Когда думаешь об актерах, представляешь огромное поле, усеянное птицами, большими и малыми. Птицы машут крыльями, но не взлетают… Но есть птицы и летающие. Это — Калягин. 

ДЕНЬ АКТЕРА

Калягин: — Никак не могу выспаться… В 10.00 — репетиция в театре. К трем меня ждут на телевидении. В семь у меня концерт. Приезжаю домой часов в 11—12. Читаю только с 12 до 3 — другого времени просто нет. Никак не удается заснуть раньше трех… Читаю, признаться, не много. В основном то, что советуют друзья. Любимые авторы? Пушкин, Чехов… Сейчас готовлю для концертов стихи Пушкина: у меня еще не было поэтической программы. Из современных писателей люблю Ю. Трифонова. Кроме него, В. Распутина, В. Быкова, В. Астафьева — это такая литература, которая надолго входит в душу. Из журналов выписываю «Иностранную литературу» и «Науку и жизнь». В театре как зритель бываю редко. В кино почти не бываю: некогда. Зато читаю массу киносценариев. Еще читаю письма, которые мне присылают зрители. Иногда получаю такие, на которые не могу не ответить. В свое время А. Райкин ответил на мое мальчишеское письмо, это сыграло роль в моей судьбе.

Работа актера не из тех, где можно сказать: «Мой рабочий день окончен». Она не приспособлена для людей, умеющих работать «от сих до сих». Она требует всего человека — полностью и навсегда.


Г. Вирен

Молодой коммунар (Тула)
5-08-1978


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru