Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
«Классика — школа добра»

В небольшой уютной гримерной, расположенной в одном из закулисных «переулков» МХАТа, проходила наша беседа с Александрам Калягиным. Напрашивается невольно сравнение с мастерской художника, но это не совсем верно: гримерная — лишь «прихожая» актерской мастерской. Сама мастерская — на сцене… На сцене, в путь к которой мой собеседник отправился еще в детстве, когда был таким же, как вон те ребята за окном, гоняющие мяч на школьном дворе, нам хорошо видно их отсюда, со второго этажа театра…

 — Александр Александрович, давайте начнем с начала, а точнее — с того уже довольно далекого дня, когда семиклассник Саша Калягин получил ответ на письмо, которое послал он своему любимому артисту — Аркадию Райкину…

 — Знаете, после того как в телевизионных «Театральных встречах» я прочитал в присутствии Аркадия Исааковича письмо, которое когда-то он прислал мне. тринадцатилетнему, многие спрашивали: а что. действительно так и было на самом деле или это просто «шутка-ловушка» для привлечения интереса, этакий режиссерский ход. Мол, как же это: какой-то там мальчик написал письмо, а большой актер ему ответил. На самом деле все было именно так. Жаль, что иногда люди неспособны понять какие-то простые вещи — видимо, не верят в нормальные человеческие «ходы»… Это обидно.

Я в ту пору просто бредил актерством, с семи лет бегал в студию художественного слова. Даже школу хотел бросить — только театр! И вот тогда-то увидел впервые выступление Райкина по телевизору. (Дело было в пионерлагере, всех спать отправили, …но я-то вовремя под стол забрался — на него потом пионервожатая села, так я и смотрел: экран, а перед ним две болтающиеся ноги…) Примерно тогда же увидел и Чаплина в кино. То, что два эти актера схожи, — это понятно. И произвели они на меня впечатление невыразимое, непременно хотелось им подражать. Думаю, криминала в этом желании нет. Например, Игорь Владимирович Ильинский в книге «Сам о себе» пишет, что не плохо, а даже хорошо, когда молодой актер избирает себе кумира и старайся подражать ему — если, конечно, это гениальный актер и человек. На определенном этапе подражание и полезно, и неизбежно — ведь подражаем же мы в детстве папе, маме. Я без отца рос, он умер, когда мне был месяц, может, и это тогда сыграло роль…

Но это я сейчас могу так разобраться, а тогда — сплошные знаки вопроса, Ну, Чаплину написать я не мог по понятным причинам, отправил письмо Райкину. Обычное ребяческое письмо: рассказал о себе, о том, что увлекаюсь театром, спрашивал, как стать актером… Уверен — он сотни таких посланий получал и получает. Но мое почему-то выделил и прислал в ответ письмо на двух страницах. Такое доверительное, не менторское, без прописных истин — прямо-таки отцовское письмо: адресованное именно мне, лично меня касающееся со всеми моими проблемами… Я счастлив, что есть такой дорогой мне человек, который помог в детстве определиться.

 — По-видимому, отсюда и идет ваша приязнь к трагикомическому жанру?

 — Все, что делаем мы взрослыми, заложено в нас еще в детстве. Вспомните наши детские страхи, радости, одиночества — какие они «теперешние». Это неизбежно для художника вообще и, наверное, особенно для актера. И несомненно, что впечатление от заочных встреч с такими мастерами, как Чаплин и Райкин, легло на душу и определило влечение — поначалу, разумеется, бессознательное — к жанру трагикомедии, которым они владеют в совершенстве, А так как в жизни нередко встречаются черты трагикомические, то владеть этим жанром — высший актерский пилотаж. И если бы на моем пути оказались другие актеры, то, вероятно, не в пример дольше бы определялся, пока искал бы подходящий пример для подражания, того актера, который мне созвучен. Мне повезло сразу и вовремя- ведь в тринадцать лет люди, как правило, уже определяются.

И теперь, когда выбираю роль, работаю над нею, — ищу внутреннее трагикомическое начало, содержание, Не всегда получается, не всегда роль дает нужный материал, но я стремлюсь к этому сознательно. Случается даже, что специально ведешь роль к трагикомической глубине, И бываю счастлив, когда хоть в небольшом кусочке, в маленькой сценке удается достичь этого. Сейчас вот мы, мхатовцы, приступили к постановке «Чайки». Буду играть Тригорина… Очень не люблю говорить о роли, когда над ней работаю. Не знаю, удастся ли мне подчеркнуть тригоринский трагикомизм. Пока думаю. Посмотрим. Хотелось бы.

 — А не может ли подобное постоянное стремление играть в одном и том же определенном ключе подвести, так сказать, «под монастырь»?

 — Видите ли, когда говорят: «актер повторяется», сыграл, мол, «на своих красочках» — часто забывают, что никак невозможно от этого уберечься — даже великим актерам Я вот думаю, в чем заключается панацея от штампов: видимо, в том, что ты как раз способен соприкоснуться с трагикомическим звучанием роли Я не теоретик, и рассуждать об этом — право искусствоведов, но мне кажется, что трагикомедия — тот жанр, который не дает актеру повода «заштамповаться» Материал высвечивается каждый раз по-новому, и не отпираешь роль все время одним и тем же ключом. Трагикомическое — истинно жизненное, это не мною сказано. Взять, к примеру, моноспектакль «Записки сумасшедшего» в Театре имени Ермоловой — роль Поприщина, с которой я начался как актер. В моем Поприщине, мне кажется, были трагикомические нотки, но ведь когда работал над ролью, ей-богу, не теоретизировал по этому поводу — не до того было.

 — Думаю, в своем влечении к трагикомедии вы удачно «состыковались» с Никитой Михалковым в работе над фильмом «Неоконченная пьеса для механического пианино»…

 — Никита Михалков — очень чуткий режиссер, из тех, кто чувствует трагикомическое начало не только в актерской природе, но и в форме картины, в ее стилевой ткани. Я получал настоящее удовольствие от работы с ним. Он любит актера, с которым работает, а это не каждому дано. Ведь актеру нужно, чтобы его любили. Актер — существо нервное, самолюбивое, ранимое — даже если делает что-то неверно. Как сказал один философ, актер — это не профессия, это — болезнь… Приглашая актера на роль, Никита Михалков в него влюбляется, форменным образом влюбляется, Он понимает твои нервы, чувствует тебя, твои слабые г сильные стороны и самое, может быть, главное — чувствует твои потенциальные возможности, то. что заложено, но пока не выражено. В таких случаях всегда идет активное взаимное обогащение. И это великий случай, великая смелость Никиты Михалкова, что я играл Платонова.

Многое дала мне работа с Абрамом Матвеевичем Роомом в фильме «Преждевременный человек», где я сыграл русского миллионера Букеева — это моя первая большая драматическая роль в кино. Если же взять пример недавний — интересно работалось с режиссером Андреем Смирновым на съемках картины «Верой и правдой». Не всегда, правда, досталось достаточное взаимопонимание, но то новое, что предлагал он для меня, — это было интересно.

В театре везло, может быть, меньше. Хотя сейчас, работая с Олегом Николаевичем Ефремовым, доволен: мы понимаем друг друга и профессионально, и, что очень важно, человечески.

 — «Свой» театр вы нашли не сразу: оставили и Театр на Таганке, и ермоловский. ..

 — Играя, например, на Таганке, чувствовал, что нужен в основном как хороший элемент в чужих постройках, в то время как мои актерские способности «на все сто», пожалуй, не использовались. Я все же актер психологической школы, а не школы представления, Люблю, конечно, эти средства, но в конце концов больше люблю психологическое содержание образа. Бывает так, что актер чувствует — не «его» это театр. Причина, так сказать, внешняя. Более внутренняя — чисто человеческой взаимопонимание, которое не всегда складывается, как сложилось у нас с Ефремовым.

Александр Александрович, вы как-то заметили в интервью, что сыграли много ролей и даже, может быть, больше, чем надо. Но с другой стороны — и об этом вы тоже говорили — нужно ведь накапливать необходимый актерский «багаж». Нет ли здесь противоречия?

 — Когда молодой — стоит пробовать везде, где хочешь, и как можно больше. Другое дело, если наступает период, когда осознаешь, что пора играть с гораздо большим отбором. Иногда даже думаю остановиться, не сниматься пока вовсе. Вот прочел этой весной тьму сценариев — штук 15—20 — и отказался от всех. И, видимо, правильно сделал. Хотя говорят, что, когда идет лов, корабль не уходит, пока не переловит всю рыбешку, но тогда лучше в рыбаки податься…

 — Вы часто встречались в работе с литературной классикой: в кино — с Чеховым, в театре — с Гоголем, на ТВ - снова с Гоголем, с Рабле и Диккенсом… Что из этих встреч вынесли?

 — Оригинальным не окажусь: самое главное, что дает классика, — это обязательно школа актерского и человеческого мастерства, и прежде всего — школа добра. Приближаются к такой высоте и лучшие достижения современной драматургии. И не случайно театры все чаще обращаются к прекрасной прозе Астафьева, Распутина, Шукшина — там все это есть. Современные пьесы все-таки способны дать школу, о которой я говорил, реже, чем хотелось бы. Бывает, хорошо вроде сыграешь роль — а школы не прошел.

 — В таком случае понятно, почему вы так часто выступаете с чтением — и на ТВ, и с эстрады…

 — Если не считать привитой с детства любви к жанру художественного слова, то… Во-первых, тут сам себе режиссер. Хотя собственно режиссер, разумеется. есть, но в конечном-то счете ты им являешься. Избираешь всегда любимую вещь. И потом — обожаю власть над зрителем, люблю находиться один на один с залом и, читая, делать с ним. с залом, что хочу — могу заставить его плакать, смеяться, задумываться. Это — актерское. В театре ты на сцене не один, а роль — одна. Опять же костюм, декорации. .. А тут — а обычном цивильном костюме, без помощи света, партнеров — становишься хозяином зрительских чувств и мыслей. И очень важна возможность — не сочтите за нескромность — выразить себя, свой взгляд через великое произведение, Да, конечно, и прежде всего то, что в нем заложено, но и сам ведь в это душу вкладываешь, Читаю, допустим, Рабле — и не буду отстраняться, нужно и свою точку зрения высказать, акцентируя внимание на какой-то проблеме… Сейчас хочу возобновить моноспектакль «Записки сумасшедшего» — уже для исполнения с эстрады, И еще — мечтаю сделать программу; проза 20—30-х годов — Зощенко, Платонов, Ильф и Петров… С песнями, музыкой того времени… Представляете, как интересно!


Алексей Ерохин

Литературная Россия
30-11-1979


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru