|  | «Классика — школа добра»
В небольшой уютной гримерной, расположенной в одном из закулисных «переулков» МХАТа, проходила наша беседа с Александрам Калягиным. Напрашивается невольно сравнение с мастерской художника, но это не совсем верно: гримерная — лишь «прихожая» актерской мастерской. Сама мастерская — на сцене… На сцене, в путь к которой мой собеседник отправился еще в детстве, когда был таким же, как вон те ребята за окном, гоняющие мяч на школьном дворе, нам хорошо видно их отсюда, со второго этажа театра…
— Александр Александрович, давайте начнем с начала, а точнее — с того уже довольно далекого дня, когда семиклассник Саша Калягин получил ответ на письмо, которое послал он своему любимому артисту — Аркадию Райкину…
— Знаете, после того как в телевизионных «Театральных встречах» я прочитал в присутствии Аркадия Исааковича письмо, которое когда-то он прислал мне. тринадцатилетнему, многие спрашивали: а что. действительно так и было на самом деле или это просто «шутка-ловушка» для привлечения интереса, этакий режиссерский ход. Мол, как же это: какой-то там мальчик написал письмо, а большой актер ему ответил. На самом деле все было именно так. Жаль, что иногда люди неспособны понять какие-то простые вещи — видимо, не верят в нормальные человеческие «ходы»… Это обидно.
Я в ту пору просто бредил актерством, с семи лет бегал в студию художественного слова. Даже школу хотел бросить — только театр! И вот тогда-то увидел впервые выступление Райкина по телевизору. (Дело было в пионерлагере, всех спать отправили, …но я-то вовремя под стол забрался — на него потом пионервожатая села, так я и смотрел: экран, а перед ним две болтающиеся ноги…) Примерно тогда же увидел и Чаплина в кино. То, что два эти актера схожи, — это понятно. И произвели они на меня впечатление невыразимое, непременно хотелось им подражать. Думаю, криминала в этом желании нет. Например, Игорь Владимирович Ильинский в книге «Сам о себе» пишет, что не плохо, а даже хорошо, когда молодой актер избирает себе кумира и старайся подражать ему — если, конечно, это гениальный актер и человек. На определенном этапе подражание и полезно, и неизбежно — ведь подражаем же мы в детстве папе, маме. Я без отца рос, он умер, когда мне был месяц, может, и это тогда сыграло роль…
Но это я сейчас могу так разобраться, а тогда — сплошные знаки вопроса, Ну, Чаплину написать я не мог по понятным причинам, отправил письмо Райкину. Обычное ребяческое письмо: рассказал о себе, о том, что увлекаюсь театром, спрашивал, как стать актером… Уверен — он сотни таких посланий получал и получает. Но мое почему-то выделил и прислал в ответ письмо на двух страницах. Такое доверительное, не менторское, без прописных истин — прямо-таки отцовское письмо: адресованное именно мне, лично меня касающееся со всеми моими проблемами… Я счастлив, что есть такой дорогой мне человек, который помог в детстве определиться.
— По-видимому, отсюда и идет ваша приязнь к трагикомическому жанру?
— Все, что делаем мы взрослыми, заложено в нас еще в детстве. Вспомните наши детские страхи, радости, одиночества — какие они «теперешние». Это неизбежно для художника вообще и, наверное, особенно для актера. И несомненно, что впечатление от заочных встреч с такими мастерами, как Чаплин и Райкин, легло на душу и определило влечение — поначалу, разумеется, бессознательное — к жанру трагикомедии, которым они владеют в совершенстве, А так как в жизни нередко встречаются черты трагикомические, то владеть этим жанром — высший актерский пилотаж. И если бы на моем пути оказались другие актеры, то, вероятно, не в пример дольше бы определялся, пока искал бы подходящий пример для подражания, того актера, который мне созвучен. Мне повезло сразу и вовремя- ведь в тринадцать лет люди, как правило, уже определяются.
И теперь, когда выбираю роль, работаю над нею, — ищу внутреннее трагикомическое начало, содержание, Не всегда получается, не всегда роль дает нужный материал, но я стремлюсь к этому сознательно. Случается даже, что специально ведешь роль к трагикомической глубине, И бываю счастлив, когда хоть в небольшом кусочке, в маленькой сценке удается достичь этого. Сейчас вот мы, мхатовцы, приступили к постановке «Чайки». Буду играть Тригорина… Очень не люблю говорить о роли, когда над ней работаю. Не знаю, удастся ли мне подчеркнуть тригоринский трагикомизм. Пока думаю. Посмотрим. Хотелось бы.
— А не может ли подобное постоянное стремление играть в одном и том же определенном ключе подвести, так сказать, «под монастырь»?
— Видите ли, когда говорят: «актер повторяется», сыграл, мол, «на своих красочках» — часто забывают, что никак невозможно от этого уберечься — даже великим актерам Я вот думаю, в чем заключается панацея от штампов: видимо, в том, что ты как раз способен соприкоснуться с трагикомическим звучанием роли Я не теоретик, и рассуждать об этом — право искусствоведов, но мне кажется, что трагикомедия — тот жанр, который не дает актеру повода «заштамповаться» Материал высвечивается каждый раз по-новому, и не отпираешь роль все время одним и тем же ключом. Трагикомическое — истинно жизненное, это не мною сказано. Взять, к примеру, моноспектакль «Записки сумасшедшего» в Театре имени Ермоловой — роль Поприщина, с которой я начался как актер. В моем Поприщине, мне кажется, были трагикомические нотки, но ведь когда работал над ролью, ей-богу, не теоретизировал по этому поводу — не до того было.
— Думаю, в своем влечении к трагикомедии вы удачно «состыковались» с Никитой Михалковым в работе над фильмом «Неоконченная пьеса для механического пианино»…
— Никита Михалков — очень чуткий режиссер, из тех, кто чувствует трагикомическое начало не только в актерской природе, но и в форме картины, в ее стилевой ткани. Я получал настоящее удовольствие от работы с ним. Он любит актера, с которым работает, а это не каждому дано. Ведь актеру нужно, чтобы его любили. Актер — существо нервное, самолюбивое, ранимое — даже если делает что-то неверно. Как сказал один философ, актер — это не профессия, это — болезнь… Приглашая актера на роль, Никита Михалков в него влюбляется, форменным образом влюбляется, Он понимает твои нервы, чувствует тебя, твои слабые г сильные стороны и самое, может быть, главное — чувствует твои потенциальные возможности, то. что заложено, но пока не выражено. В таких случаях всегда идет активное взаимное обогащение. И это великий случай, великая смелость Никиты Михалкова, что я играл Платонова.
Многое дала мне работа с Абрамом Матвеевичем Роомом в фильме «Преждевременный человек», где я сыграл русского миллионера Букеева — это моя первая большая драматическая роль в кино. Если же взять пример недавний — интересно работалось с режиссером Андреем Смирновым на съемках картины «Верой и правдой». Не всегда, правда, досталось достаточное взаимопонимание, но то новое, что предлагал он для меня, — это было интересно.
В театре везло, может быть, меньше. Хотя сейчас, работая с Олегом Николаевичем Ефремовым, доволен: мы понимаем друг друга и профессионально, и, что очень важно, человечески.
— «Свой» театр вы нашли не сразу: оставили и Театр на Таганке, и ермоловский. ..
— Играя, например, на Таганке, чувствовал, что нужен в основном как хороший элемент в чужих постройках, в то время как мои актерские способности «на все сто», пожалуй, не использовались. Я все же актер психологической школы, а не школы представления, Люблю, конечно, эти средства, но в конце концов больше люблю психологическое содержание образа. Бывает так, что актер чувствует — не «его» это театр. Причина, так сказать, внешняя. Более внутренняя — чисто человеческой взаимопонимание, которое не всегда складывается, как сложилось у нас с Ефремовым.
Александр Александрович, вы как-то заметили в интервью, что сыграли много ролей и даже, может быть, больше, чем надо. Но с другой стороны — и об этом вы тоже говорили — нужно ведь накапливать необходимый актерский «багаж». Нет ли здесь противоречия?
— Когда молодой — стоит пробовать везде, где хочешь, и как можно больше. Другое дело, если наступает период, когда осознаешь, что пора играть с гораздо большим отбором. Иногда даже думаю остановиться, не сниматься пока вовсе. Вот прочел этой весной тьму сценариев — штук 15—20 — и отказался от всех. И, видимо, правильно сделал. Хотя говорят, что, когда идет лов, корабль не уходит, пока не переловит всю рыбешку, но тогда лучше в рыбаки податься…
— Вы часто встречались в работе с литературной классикой: в кино — с Чеховым, в театре — с Гоголем, на ТВ - снова с Гоголем, с Рабле и Диккенсом… Что из этих встреч вынесли?
— Оригинальным не окажусь: самое главное, что дает классика, — это обязательно школа актерского и человеческого мастерства, и прежде всего — школа добра. Приближаются к такой высоте и лучшие достижения современной драматургии. И не случайно театры все чаще обращаются к прекрасной прозе Астафьева, Распутина, Шукшина — там все это есть. Современные пьесы все-таки способны дать школу, о которой я говорил, реже, чем хотелось бы. Бывает, хорошо вроде сыграешь роль — а школы не прошел.
— В таком случае понятно, почему вы так часто выступаете с чтением — и на ТВ, и с эстрады…
— Если не считать привитой с детства любви к жанру художественного слова, то… Во-первых, тут сам себе режиссер. Хотя собственно режиссер, разумеется. есть, но в конечном-то счете ты им являешься. Избираешь всегда любимую вещь. И потом — обожаю власть над зрителем, люблю находиться один на один с залом и, читая, делать с ним. с залом, что хочу — могу заставить его плакать, смеяться, задумываться. Это — актерское. В театре ты на сцене не один, а роль — одна. Опять же костюм, декорации. .. А тут — а обычном цивильном костюме, без помощи света, партнеров — становишься хозяином зрительских чувств и мыслей. И очень важна возможность — не сочтите за нескромность — выразить себя, свой взгляд через великое произведение, Да, конечно, и прежде всего то, что в нем заложено, но и сам ведь в это душу вкладываешь, Читаю, допустим, Рабле — и не буду отстраняться, нужно и свою точку зрения высказать, акцентируя внимание на какой-то проблеме… Сейчас хочу возобновить моноспектакль «Записки сумасшедшего» — уже для исполнения с эстрады, И еще — мечтаю сделать программу; проза 20—30-х годов — Зощенко, Платонов, Ильф и Петров… С песнями, музыкой того времени… Представляете, как интересно!
Алексей Ерохин
Литературная Россия 30-11-1979 Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва,
[19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век,
[2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8,
[1996]
«СЕРГЕЙ», Век,
[1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47,
[1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия,
[7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура,
[2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб,
[28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда,
[22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей,
[6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета,
[22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня,
[2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune,
[24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда,
[31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь,
[1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь,
[1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда,
[1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя,
[1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена,
[15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета,
[4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб,
[16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда,
[24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2,
[02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург,
[3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену,
[25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета,
[25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова,
[05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец,
[30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева,
[1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,,
[1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура,
[23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск,
[31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты,
[1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь,
[1990]
* * *, Челябинский рабочий,
[28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости,
[27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда,
[22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета,
[28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400),
[1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец,
[28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва,
[25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура,
[5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец,
[30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура,
[2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия,
[16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура,
[6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин,
[16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония,
[7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета,
[2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета,
[2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия,
[28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия,
[28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда,
[2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата,
[22-09-1982]
Главная роль, Советская культура,
[4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар),
[22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия,
[12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва,
[23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева,
[20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда,
[12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва,
[5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20,
[1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия,
[31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета,
[16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда,
[13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда,
[20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура,
[13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва,
[27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия,
[23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток),
[8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск),
[23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия,
[14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура,
[16-12-1980]
«Классика школа добра», Литературная Россия,
[30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя,
[27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура,
[18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва,
[23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия,
[27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула),
[5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий,
[5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета,
[16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета,
[30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета,
[5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец,
[16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия,
[11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси),
[17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура,
[4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия,
[24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва,
[14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец,
[16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура,
[29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия,
[29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва,
[28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда,
[15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец,
[9-06-1973]
«Старый новый год», Труд,
[6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда,
[25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия,
[1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда,
[27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия,
[12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва,
[5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец,
[9-12-1969]
На сцене польская драматургия, Вечерняя Москва,
[22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск),
[19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда,
[4-06-1968]
«Стеклянный зверинец»,
[6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия,
[9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета,
[14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия,
[8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура,
[30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец,
[2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси,
[7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси),
[7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва,
[13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя»,
[28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва,
[18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета,
[22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия,
[17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура,
[3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота О некоторых загадках
, Ольга Нетупская, Планета Красота «Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура») Официальный сайт Ивана ЖидковаОфициальный сайт Дениса НикифороваОфициальный сайт Дины КорзунОфициальный сайт Виталия ЕгороваПавел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА Владимир Машков: «Режиссура одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости Из последних сил, Элина МосешвилиОтцы и дети, Нина АгишеваЭти славные психи, Нина АгишеваАндрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена» Официальный сайт Льва ДуроваСмерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер Неофициальный сайт Ярослава БойкоА в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru ., Наталия КолесоваАнтисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета Венецианский еврей на русской сцене, Алексей БартошевичСтраница спектакля «Ещё Ван Гог
» на сайте Центра им. Вс. МейерхольдаПроект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского Венецианский еврей на русской сценеФарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб Беседа с Анатолием СмелянскимКак стать другом Александра КалягинаНадо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»Страница, посвященная жизни и творчеству Александра ВампиловаИркутский областной фонд Александра ВампиловаБиография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»
|
|
|  |