Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Наедине с вами

Александр Калягин — разносторонний актер. Мы видим его в спектаклях Художественного театра, где последняя его премьера — Тригорин в «Чайке». Мы нередко видим его в кино. И тут же на память приходит «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Но при всей «многожанровости», пожалуй, особое внимание привлекают сейчас его работы на телевидении. Вот почему первый вопрос, обращенный к заслуженному артисту РСФСР Александру Калягину, был именно об этих его ролях.

 — Дело обстоит таи. В этом году я не снялся ни в одной кинокартине, хотя мне пришлось прочитать довольно много сценариев, где мне предлагали роль. У меня хватает недостатков; но я не капризен. Когда я читал сценарии, у меня было полное ощущение, что все это я уже знаю.

Для актера самое страшное — повторяться. Вы мне, конечно, сейчас же скажете: а Жан Габен? Он действительно грандиозно играл великолепно найденную маску, но есть же актеры и другого плана. Мне очень дорога возможность внутренне меняться. Актеру дороги нежданная радость, возможность удивиться самому и удивить зрителя.

В прочитанных сценариях я не обнаружил ни радости, ни неожиданности. Но в этом же году я снялся в трех телевизионных фильмах и был доволен. Случайности я в этом, не вижу: у меня во всяком случае сложилось впечатление, что на телевидении идут напряженные поиски интересного и разнообразного литературного материала. Могу сослаться на свой опыт. Острый психологический сценарий «Назначение»; где я играю сразу две роли, комедия «Адам женится на Еве» и, наконец, телефильм «Старый Новый год». Уж тут-то, казалось, я отработал роль в театре, триста раз сыграл. Но на телевидении пьеса обрела новое я, пожалуй, более яркое звучание. 

Могу сослаться я на опыт других моих коллег. Разве не знаменательно, что Татьяна Лиознова сняла сейчас «Мы, нижеподписавшиеся» по сценарию, от которого некогда отказался кинематограф?

 — Выходят, вы отдаете предпочтение телевидению перед кинематографом?

 — С чего бы это? Я обязан кинематографу своими лучшими ролями. Просто в каждом конкретном случае я отдаю предпочтение более интересному материалу. На данном этапе телевидение ко мне щедрее. Видимо, поэтому я так его и нахваливаю. Но и претензий у меня, уже как у зрителя, к телевидению достаточно. Так сказать, со стороны.

Телевидение принуждено терпеть наши повышенные требования, если угодно, капризы. Часто ли вы ходите в кинотеатры? Допустим, нередко. Телевидение же ежедневно выдерживает «марафон» общения с нами. Оно, как никакое другое искусство, на виду. А у популярности, поверьте мне, есть большие накладные расходы. Плохой фильм на экранах может пройти и незамеченным. Неудачная же телепередача на следующий день становится предметом всеобщего придирчивого обсуждения. Мы, как говорится, в курсе дела. Впрочем, в этом внимании, возможно, как раз залог нынешних и будущих успехов телевидения. 

Не сталкиваются ли я кино и телевидение? А почему бы и нет? Пусть конкурируют. От этого мы все только, выиграем.

 — Но равны ля условия «борьбы»?

 — В кино пока больше простора, больше, времени отводится на работу.

Телевидение может пригласить самых распрекрасных актеров. Но режиссерские кадры в кино сильнее. Весьма. Это объясняется и более зрелым возрастом кинематографа.

Зато у телевидения шире диапазон: от репортажа до многосерийного гиганта. Впрочем, это же многообразие и усложняет его задачу. В каждом жанре надо найти свой путь, воспитать своих мастеров. Эта мозаичность не всегда складывается в гармоническое полотно. А мы ведь требуем, чтобы каждая передача была на высоком интеллектуальном и художественном уровне. И это резонно, поскольку телевидение держит руку на пульсе всей сегодняшней жизни.

Обратите внимание, насколько стройно и насыщенно ведутся такие передачи, как «Международная панорама», «Очевидное — невероятное», «В мире животных». Как прекрасно они исполняются, именно исполняются. Это полной мерой относится и ко многим передачам 3-й программы. Телевидение научилось умно и увлекательно подавать серьезный материал.

Но куда исчезает увлекательность в развлекательных передачах? Представляете — скучное развлечение? Это же величайший парадокс! Буквально на днях я смотрел «Утреннюю почту». Обидно, когда в твоем присутствии люди скучно и плоско шутят. Просто изнываешь от чувства неловкости — до чего же доморощенный конферанс. Надо или найти достойную форму, или отказаться от этой передачи. Впрочем, было бы несправедливо упрекать в скуке только ее. Могу привести еще достаточное количество примеров…

 — Видимо, это претензии к литературному материалу?

 — К нему. Именно к нему. В его отборе требуется больше вкуса и жесткости. Когда телеспектакль уже готов, появляется много строгих судей, которые требуют что-то прояснить, что-то убрать, что-то даже переснять. Но где же этот жесткий контроль, когда решается вопрос о литературном материале еще до съемок?

Я понимаю людей, которые выбрали для работы «Тайну Эдвина Друда» или «Между небом и землей». Но что двигало людьми, создавшими трехсерийный фильм по сценарию, который никак не отнесешь к творческим удачам?

Мне в свое время его показали — достаточно было на выбор посмотреть несколько мест, чтобы все понять. Какие-то скучные, схематичные персонажи непрерывно ходят друг к другу и жалуются, говорят затертые фразы, которые в жизни и не услышишь. Я, естественно, отказался. Поэтому и не привожу названия этой работы. Такой сценарий никакие режиссеры, никакие артисты спасти не могут.

Даже как-то неудобно «впадать» в анализ — автор не копнул, не разглядел, не поднялся, грешит штампами и т. д. Эти оценки сами уже стали штампом. Но если мы вес так хорошо понимаем, зачем же принимать к производству подобные тексты? Зрителей надо пожалеть.

 — А актеров?

 — Это чрезвычайный вопрос. Актер изнашивается не от количества работ, а от количества плохих работ.

Я всегда с напряженным профессиональным интересом смотрю хорошие фильмы, спектакли, дотошно слежу за интонациями, находками, монтажом. Не пропустить бы, запомнить. Но иногда с не меньшим интересом гляжу и плохие работы. Это вроде «антишколы» — вот до этого уровня опускаться нельзя. Бытует представление — хорошего актера не испортишь. Чепуха! Еще как испортишь. Иногда актер страдает не по своей вине — уже в ходе съемок оказались разные взгляды с режиссером или беспрерывные купюры искажают роль. Но иногда хороший актер и сам «идет» на плохой материал, чего делать нельзя. Кто же будет играть в плохих пьесах? Да никто. Это прекрасный выход из положения. Вот так мы, может быть, и «отрегулируем» репертуарную политику.

 — Александр Александрович, вышло уже достаточно теоретических трудов о специфике телевидения. Не могли бы вы поделиться своими взглядами на этот вопрос как практик?

 — В актерском деле есть один очень важный момент. Припомните, как вы в детстве слушали сказки. У вас же было полное ощущение соучастия. Вот ведь в чем талант вашей бабушки или мамы — вы слушали и как бы видели, как бы жили в этой сказке. Этой же магии требует телевидение. Актёр должен обладать чувством зрителя, его сопринадлежности к действию. В этом одна из тайн Аркадия Райкина. Ты поннмаешь, что в зале сотни людей. Они, как и ты, смеются, задумываются. Но у тебя полное ощущение, что артист в контакте именно с тобой, только с тобой. На телевидении таких высот достиг, пожалуй, только Ираклий Андроников. Сегодня он, прямо скажем, хрестоматиен.

Впрочем, с огромным интересом, даже удивлением я вспоминаю Алексея Каплера. Он знал эту тайну. Писатель, киновед, прекрасный рассказчик — можно много говорить о его разносторонности, — но самое главное: был еще некий крошечный коэффициент. И вот этот «телекоэффициент» переводил все его качества в новое измерение. И зритель уже сопричастен. Или, скажем, удивительное умение Наталии Крымовой держать в фокусе сразу три точки — себя, собеседника и телезрителя. И экран перестает быть демаркационной линией.

Нечто подобное я испытал и на себе, когда вел передачу о Чарли Чаплине. Актер извечно должен передавать зрителям чужие мысли, а тут я говорю сам, для конкретного человека, который сидит сейчас у телевизора. И понимает именно меня. А я - его. Внутренний контакт. Это не заигрывание со зрителем, не эксплуатация своего обаяния, не располагающие к себе улыбки. Это именно внутренний контакт. И тогда возникает импровизация. Ведь любой человеческий разговор и есть импровизация. Я уверен, что в телепередаче и в репортаже, и в спектакле должна быть эта основа: контакт с каждым из миллионов телезрителей.


Э. Графов 16.12.1980

Советская культура
16-12-1980


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru