Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Великая радость творчества

Спектакль Московского Художественного академического театра СССР имени М. Горького «Так победим!» стал крупным явлением советской сценической Ленинианы. Роль Владимира Ильича Ленина в нем исполняет заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Александр Калягин. Талантливый артист сумел найти свои яркие, запоминающиеся средства сценического воплощения этой сложнейшей роли, создав образ большой силы и глубины.

Сегодня, по просьбе наших читателей, мы рассказываем о творчестве А. Калягина. Беседуют с артистом наш корреспондент подполковник Г. Иванов и нештатный корреспондент майор М. Болотин. 

 — Расскажите, пожалуйста, Александр Александрович, об особенностях творческих задач, которые довелось вам решать в публицистической драме «Так победим!»

 — Честно говоря, предложение главного режиссера МХАТа Олега Ефремова сыграть роль Ленина было для меня абсолютно неожиданным. Мне казалось, что я внутренне не готов к ней. Многие актеры не скрывают того, что сыграть такую роль — их заветная мечта. Я же всю жизнь играл комедийные роли эксцентрического плана… Однако, начав работать над образом, понял: это то, чего так не хватало мне в творчестве. И, еще повял, насколько ответственна и сложна вставшая передо мной задача.

В основу пьесы, как известно, положен исторический факт: последнее, пятнадцатиминутное пребывание Владимира Ильича в своем кремлевском кабинете после продолжительной болезни. И здесь, в соответствии с замыслом автора М. Шатрова, память вождя воспроизводит наиболее яркие, драматические эпизоды его титанической деятельности после победы Октября, когда партия под руководством Ленина вела борьбу против голода, разрухи, белогвардейцев и интервентов, кулацких банд, опасных политических течений и группировок внутри партии. Деятельность вождя в тот период — процесс сознательного самопожертвования ради торжества пролетарского дела, счастья будущих поколений советских людей. Ильич не только гениально мыслил, но и гениально чувствовал. Боль страны, народа он воспринимал, как свою личную боль, и при этом сила его чувств соответствовала остроте и масштабам всенародных проблем. Вот это эмоциональное состояние Владимира Ильича я и хотел воссоздать на сцене.

Понятно, что каждое слово, жест, интонация, при этом должны быть выверенными, точными, линия поведения исторически достоверной. Задача творчески очень увлекательная, даже дерзкая. Ведь чувства нельзя изображать, их нужно переживать самому. В пьесе «Так победим!» в отличие от многих других произведений сценической Ленинианы трехчасовое действие ни на минуту не остается без прямого участия главного героя. Высокая художественная и психологическая интенсивность драмы требует от исполнителя глубокого актерского перевоплощения, полной нервной и физической самоотдачи. Неудивительно, что каждый раз перед выходом на сцену в роли Ленина я переживаю, наверное, то же, что человек, выходящий в открытый космос, — необычайно волнующее ожидание очень трудного и неизведанного.

В создании сценического образа Ленина меня вдохновляет его устремленность в будущее. «Мы нашли верную дорогу. Не сворачивать, — призывает вождь. — Так победим!..»

 — Как вы сами отнеслись к такому большому успеху? Как шли к нему!

 — Роль Ленина я сыграл в сорок лет. Это возраст профессиональной зрелости артиста. К сорока годам актер должен суметь выразить себя в искусстве или попять, что самовыражение уже не состоится. У меня немало любимых ролей. Например, Платонов из «Неоконченной пьесы для механического пианино», Аргон из «Тартюфа». Однако они не давали мне полной творческой удовлетворенности. От одного знакомого фронтовика я услышал, что после победы над врагом в очень важном и трудном бою он подумал: «Ну, теперь не страшно, если убьют!» Вот это сознание выполненного долга ощутил и я после исполнения роли Ленина: долга перед учителями, зрителями, искусством, перед памятью Владимира Ильича. Я испытал небывалый прилив творческих сил, вдохновения, хочется еще играть и играть.

Что же касается дороги, которой я шел в искусстве, то она не была легкой, кем-то проторенной. Рос не в актерском окружении, поэтому на профессиональную помощь в случае неудачи рассчитывать не приходилось. Начал с нуля, знаю, что такое безвестность, непопулярность. Но никогда у меня не возникало сомнений в правильности выбранного пути.

Увидев в детстве Чарли Чаплина, я был потрясен и покорен им. Попытался подражать ему, потом брал «заочные уроки» у Аркадия Райкина. Мальчишкой не знал большей радости, чем посмотреть спектакль. А дома, перед единственной зрительницей, своей тетушкой, разыгрывал его заново. С большим желанием занимался в студии художественного слова при Дворце пионеров. Тем не менее «учиться на артиста» стал не сразу. Вначале по настоянию. родственников окончил медучилище. И лишь потом, уже работая фельдшером на «скорой помощи», поступил в Театральное училище имени Щукина.

Для актера очень важно найти свой театр. Потому-то я играл в Театре на Таганке, Театре имени Ермоловой. И вот в течение одиннадцати лет — во МХАТе. Здесь мне удается наиболее полно воплощать свои творческие принципы, замыслы.

Бывает так, что после какой-то роли уже не можешь играть по-старому, понимая, что надо играть иначе, лучше. Значит, от нее начался для тебя новый, более высокий этап артистического совершенствования. Такими этапными были для меня роли Поприщина («Записки сумасшедшего»), Галилея («Жизнь Галилея») в театре и Платонова в кино. Чтобы создать образ, который стал бы для тебя самого точкой отсчета в творческой деятельности, требуется совпадение многих субъективных и объективных факторов. Из числа первых назову умение актера работать самостоятельно, неустанно шлифовать сценический образ. В числе вторых решающее значение имеет помощь талантливого, требовательного режиссера.

Мне очень повезло на режиссеров. Каждый, с кем довелось работать, многое дал для моего творческого роста. Виктор Титов, Анатолий Эфрос, Олег Ефремов и некоторые другие определили этапы моей актерской деятельности, сих помощью я и поднимался по ступенькам творческой лестницы к роли Ленина.

 — Чем вы руководствуетесь, принимая предложение сыграть ту или иную роль?

 — Сейчас много талантливых драматургов. Ими написаны замечательные пьесы, которые поднимают острые социальные проблемы (чего, кстати, не скажешь о кино- создается впечатление, будто оно несколько робеет перед актуальными общественными темами). Мне предлагают немало ролей. Я люблю разные жанры, новые для меня характеры, но стараюсь не повторяться в творческом плане. Не браться за роль, которая была бы мельче, шагом назад по сравнению с последней, этапной ролью.

 — Вам присуждена Государственная премия СССР. ..

 — Да, этой премии удостоен весь творческий коллектив фильма «Допрос», снятого киностудией «Азербайджан-фильм». Я сыграл там роль следователя. Этот герой полюбился мне тем, что в сложнейшей ситуация сумел проявить высокие партийные в человеческие качества.

 — Что вам дали в творческом отношении ваши недавние встречи с воинами Группы я советских войск в Германии?

 — Раньше мне доводилось лишь эпизодически выступать в воинских частях. Недавно же мы с заслуженными артистками РСФСР Любовью Стриженовой и Екатериной Васильевой гастролировали в группе войск в течение двух недель. Срок хоть и невелик, но достаточен для того, чтобы ощутить атмосферу воинских коллективов, понять особенности жизни и труда людей. И несущих службу на передовых рубежах социалистического содружества. За это время мое всегдашнее уважение к воинам переросло в чувство восхищения их мужеством, самоотверженностью. Если теперь мне представится возможность сыграть роль военного, я знаю, как это сделать. Мне понравилось, что во многих воинских коллективах заботятся о развитии театральной художественной самодеятельности. Это заслуживает всемерной поддержки. Пройдя через самодеятельный. коллектив, я высоко ценю ее, эту школу приобщения к искусству. Она многое дает участникам в развитии художественного вкуса, артистических задатков. К сожалению, сейчас во многих коллективах — имею в виду не воинские — основное внимание сосредоточивают на эстрадной самодеятельности, видимо, потому, что для организаторов она менее хлопотна. Но односторонний подход к самодеятельному творчеству масс, особенно молодежи, чреват сужением культурного кругозора, обеднением духовной жизни людей. Это нужно иметь в виду культпросветработникам, да и ее только им. 

 — Какие ваши ближайшие творческие планы?

 — Совместно с режиссером Анатолием Эфросом работаю над спектаклем «Живой труп», в котором моя роль только рождается, и пока еще трудно судить, насколько удастся задуманное.


Красная звезда
2-10-1982


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru