Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Психушка в «Табакерке»
Жажда и радость работы

- Немосквичи МХАТ видят редко. В лучшем случае и когда-нибудь приедет на гастроли, как сейчас в Таллин. Или, бывая в Москве, умеешь посмотреть какие-нибудь спектакли. Поэтому вас мы в первую очередь знаем как киноактера. Отсюда и такой вопрос: ваши работы в кино и в театре составляют одну актерскую биографию или все-таки их две?

 — Смотря с какой точки зрения. С точки зрения репутации, с точки зрения фамилии в титрах и программках мне не все равно, где я играю. С точки зрения актерской биографии, бедной или богатой ролями, — мне тоже это не все равно. Корректирование может идти по-разному. Вот, например, в театре я роль такого плана не пробовал, а в кино мне ее предлагают. Вот в этом смысле для меня одно и то же, где сыграть, в кино или театре. В плане моего актерства все равно, такая моя профессия — актер.

Конечно же, как актер я должен сам себе помогать. Потому что никто другой мне не поможет. Можно надеяться на подсказку самых близких людей, но и им все не объяснишь.

Если раньше я в кино, да и на телевидении, полиглотничал, не гнушался никакой работы, играл разные роли, в разных пьесах, разного качества и содержания, из разных эпох, то не потому, что хотел вырваться, а потому, что понимал — выход в работе.

Была жажда и радость работы. Набирался опыта именно в кино, театр первоначально мне столько работы не давал.

Но и кино не давало таких больших ролей, какие я имею сейчас. Я просто надеялся, что мне повезет, был уверен, что надо всегда быть в форме, быть готовым, ибо когда уже повезет, готовиться будет некогда.

И мне действительно повезло, и к этому моменту я не задавал на съемочной площадке глупых вопросов.

А со временем я стал щепетильным в выборе роли, щепетилен и сейчас, и это не чистоплюйство. Всегда выходит себе дороже играть в плохих картинах. Бог меня уберег, и я счастлив, что я в таких фильмах не снимался, хотя прельщали интересными поездками — в Америку, Францию, Англию. 

Иногда отказываешься сниматься потому, что роль подобного плана уже играл. Спрашивают: «Как? Где?»

 — В театре, — отвечаю.

 — Так в кино-то ты такого не играл!

Это для режиссера все равно, а для меня не все равно. Правда, согласие еще зависит и от умения режиссера убедить тебя своим решением роли.

Но за свою судьбу отвечаешь ты сам.

 — Ваши работы в фильмах Никиты Михалкова — тема для отдельного разговора, но все-таки, пожалуйста, несколько слов о них. 

 — Никита Михалков человек очень одаренный, талантливый. Я не устаю говорить о его педагогическом даре. Талантливый режиссер — это много. Но когда талантливый режиссёр обладает талантом педагога, умением расковать актера- это богатство, такой режиссер ценен вдвойне.

Все актеры, снимающиеся в кино, говорят, что кино эксплуатирует найденное в театре. И они правы, почти всегда так и бывает, в этом смысле кино мало что дает актеру. Школы, методологически нового дает мало, Никита Михалков умеет дать актеру новое, раскрыть его с неизвестной стороны.

Я сам педагог, знаю, как тяжело работать со студентами. А с актером, который заштампован, со своими привычками, — трудно вдвойне. Содрать кору привычек, сделать его игру сутью — это может только педагог.

Поэтому актеры так любят сниматься у Никиты Михалкова.

 — Сейчас в театре вы играете Тригорина в «Чайке», Федю Протасова в «Живом трупе», Владимира Ильича Ленина в «Так победим». Все эти работы последних трех лет. Как вдруг все так сошлось?

 — Сошлось, да. Как ни странно, после Лени Шиндина из пьесы Александра Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся», сыгранного в 1979 году. К тому времени у меня была известность в кино, в театре — меньше, как будто одно к другому добавлялось. Сошлось же благодаря Олегу Николаевичу Ефремову. Он сам прекрасный актер, режиссер, не против, чтобы его артисты снимались. Он и видит сам, и слышит, как снялся тот или иной актер, хорошо или плохо. Это тоже корректирует работу.

Вот так я и сыграл Леню Шиндина. Роль была сделана трагикомически, с выходом на трагическую ноту, решена не однопланово, а в разных ключах. Это давало возможность и мне выступить в новом качестве. К этому времени многое было пережито, передумано, перестрадано, многое накопилось — и выразилось через роль Лени Шиндина.

Так и сошлось.

 — Почти все актеры, с кем доводилось говорить, клянутся в любви к импровизации на сцене. А спектаклей, где роли бы импровизировались, мало, да почти и нет.

 — Ох, импровизация больной вопрос. Конечно, каждый актер еще в студенчестве слышит, что, мол, был такой гениальный актер Михаил Чехов, что его Хлестаков в сегодняшнем спектакле не похож ни на вчерашнего, ни на завтрашнего. Мы про Михаила Чехова изучаем, мы его на сцене не видели. Но когда еще в школе начинают вдалбливать, что роль только тогда готова, когда в ней начинаешь свободно импровизировать, то молодой актер и думает, что импровизация — смысл существования на сцене. И начинает путать ее со свободным поведением. Думает, что если он на сцену выходит не деревянный, то он уже импровизирует. Если он вчера в фразе «я пошел на работу» сделал акцент на «пошел», а завтра — на слова «на работу», то это уже импровизация, Или, еще того пуще, начинает пошлить. А свободное поведение, отсутствие мышечного напряжения — это только предпосылка к импровизации, маленький шажок к ней. Да и вообще, далеко не каждый актер способен к импровизации. Способность эта зависит и от культуры самого актера.

Можно тонко сыграть, внутренне сымпровизировать роль. Может быть, зритель этого и не заметит, но актер сам знает, и специалист оценит: сегодня у него в этой сцене «другой глаз», более теплый. Или более трагический. Это гораздо более ценно, чем обязательное внешнее проявление. 

 — Актерская удача, актерское везение, как говорят сами актеры, идет полосой.

 — Понимаю. Сам об этом думал. Сказал бы так; задумываясь над тем, что есть моя работа в театре и в кино, решал сам для себя, как отнесусь, если время пройдет и не будет у меня ролей. Болезненно отнесусь? Как к катастрофе? Не знаю.

Отсутствие ролей, даже когда я не был известен, меня не пугало. Делал литературные программы, потом решил заняться педагогикой… Работа меня не обделяла, я сам ее искал и находил, Может быть, пауза даже на пользу пойдет, психовать по этому поводу не буду, это точно, найду, чем заняться. Те роли, которые в театре играю, так со мной и останутся, а в кино — изменчива фортуна.

Но самое главное вот что. Я очень хорошо помню то время, когда был никем. С какими сложностями, с каким трудом, через какие личные и творческие трагедии я прошел, прежде чем добился нынешнего положения. Я не стараюсь забывать то, через что прошел. Наоборот, часто вспоминаю. Это тоже гарантия того, что без таких ролей не свихнусь. Это дает возможность глядеть на нынешнее положение свое трезвым взглядом.

 — А сегодня — какая работа на очереди?

 — «Мертвые души». Снимает на «Мосфильме» Михаил Швейцер. Пять серий, для телевидения. Его собственный, и очень хороший, сценарий написан по первому тому. Хотелось бы, чтобы получилось, как у Гоголя написано, — «поэма», не интермедии на тему «Чичиков и другие». Есть и сцены его детства, как пришел он к тому, что описано.

В фильме будет еще один главный герой. Гоголь, автор. Его играет Трофимов из театра на Таганке.

 — И последний вопрос. Какие качества человек обычно ценит в человеке — общеизвестно: доброту, честность, верность… А что вы, как человек больше всего ненавидите в людях?

 — Непорядочность. Я сам грешен, не ангел, ангелов нет. Но какой бы человек ни был, талантлив ли он, или нет, какой бы пост ни занимал, для всех одно должно быть правило — порядочность. Сейчас столько приходится сталкиваться с ее противоположностью, что тоскуешь по самому элементарному — чтобы человек отвечал за свои слова.


Этэри Кекелидзе

Советская Эстония
7-07-1983


Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru