Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин

1. Найти своего режиссера. (Монолог).

О театре я мечтал с детства. Но пришел в него не сразу. Сначала окончил медучилище, работал фельдшером на «скорой помощи», потом поступил в мединститут. Родные уговорили. Хотели, чтобы, я получил какую-нибудь более надежную, чем актерская, профессию. Подстраховывали меня на случай неудачи, как я теперь понимаю. После второго курса мединститута я решил не мучить больше ни себя, ни. медицину и поступил в Щукинское театральное училище.

Во МХАТе работаю 12 лет. До этого два года был в Театре на Таганке, три — в Театре им. Ермоловой. Понимаете, для актера очень важно найти свой театр, своего режиссера. Театр на Таганке я и сейчас люблю, но как зритель. А работая там, довольно скоро понял, что это не мой театр. Главная задача, которая ставится там перед актером, — в любом образе донести только идею образа. Поэтому там на сцене сталкиваются не характеры, а идеи. А в психологическом театре от актера требуется создание характера, типа, образа.

Я перешел в Ермоловский театр. Это сейчас он вполне благополучен, и зритель туда ходит охотно, а тогда он был — страшно себе представить — одним из худших в Москве. Билетеры сгоняли зрителей с балкона в партер, чтобы, заполнить хотя бы первые ряды. Друзья удивлялись, как это я из самого популярного театра перешел в самый непопулярный. Но здесь я много играл. Хоть перед полупустым залом, а играл. А дальше вмешался элемент везения, который вообще очень важен в актерской жизни. В театре готовился спектакль по гениальной повести Гоголя «Записки сумасшедшего». Играть должен был народный артист Георгий Вицин. Но он по какой-то причине играть не смог. А постановка была уже запущена в производство, приглашен режиссер со стороны, делались декорации. И выбор пал на меня.

После этого меня заметили, стали приглашать и в другие театры, и в кино. Четыре кинорежиссера сыграли важную роль в моей жизни. Абрам Матвеевич Роом (свою первую большую роль, Букеева, я сыграл в его фильме «Преждевременный человек» по пьесе Горького «Яков Богомолов»). Виктор Титов («Каждый день доктора Калинниковой», «Чудо с косичками», «Здравствуйте, я ваша тетя»), Никита Михалков («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино»). И Расим Оджагов («Допрос»).

2. Артист и его роли. (Диалог).

 — После роли Платонова в «Механическом пианино» в вашей творческой биографии произошел перелом. От ролей слабых, безвольных людей, оттесненных жизнью в угол, вы перешли к ролям людей сильных, волевых, активно относящихся к жизни. В театре — Шиндин в постановке пьесы А. Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся», в кинематографе — следователь Сейфи в «Допросе», архитектор Денис в «Подранках» у Николая Губенко и другой архитектор — Минченко в картине Андрея Смирнова «Верой и правдой». Насколько органичен был для вас этот переход?

 —Думаю, что все нужное, чтобы играть «стержневые» роли (то есть роли таких людей с твердым волевым стержнем), во мне уже было. Просто накопился человеческий и актерский опыт — и все это вдруг «выстрелило». Во всяком случае, такого отношения ко мне со стороны режиссеров не было: мол сыграл Калягин неожиданную для себя роль — и прекрасно, пусть теперь снова берется за свое, привычное. Конечно, очень много дала мне встреча с образом Платонова, с чеховским творчеством, с Никитой Михалковым. Он прекрасный режиссер, но я хотел бы в первую очередь отметить педагогический дар Михалкова. Актеры в его фильмах вдруг оборачиваются невиданными еще гранями. Для этого нужно иметь и смелость, и прекрасные педагогические способности…

 — Вскоре после выхода на экраны «Неоконченной пьесы для механического пианино» ваш портрет в роли Платонова был опубликован на обложке журнала «Искусство кино». Может, это чисто субъективное впечатление, но что-то в этом портрете подсказывало: в возможностях Александра Калягина работа над образом В. И. Ленина…

 — Тогда я сцене мог предположить, что буду играть роль В. И. Ленина. Хотя… еще задолго до того, как во МХАТе началась работа над пьесой Михаила Шатрова «Так победим!», я снимался на студии «Азербайджанфилъм» в картине «Допрос». И после одной из сцен кто-то из присутствовавших на съемочной площадке сказал мне, что я мог бы сыграть роль Ленина…

 — Думается, что на эту мысль наталкивал социально-нравственный заряд вашей работы в «Допросе». Чем дорога вам роль следователя?

 —Знаете, началось все неожиданно. Как-то получил я письмо со студии «Азербайджанфильм». Меня называли «Дорогой Алексей Алексеевич» и предлагали сниматься в фильме «Допрос». С чувством юмора у меня все в порядке, поэтому я не обиделся на то, что бакинцы перепутали мое имя и отчество, но особого желания сниматься не было. Однако вскоре мне прислали сценарий. Имя режиссера Расима Оджагова в то время мне еще ничего не говорило, но автором сценария был Рустам Ибрагимбеков, которого я знал как прекрасного драматурга, играл во МХАТе в спектакле «Похожий на льва». Прочел сценарий. И понял, что обязан сыграть эту роль, чтобы выразить свое отношение к тем негативным явлениям нашей действительности, о которых шла речь в сценарии. Я - актер, я могу выразить свою гражданскую позицию только сыграв, создав образ…

 — Спектакль по пьесе М. Шатрова «Так победим!» — принципиально новое слово в театральной Лениниане. Насколько работа над образом В. И. Ленина потребовала пересмотра традиций, сложившихся в театре и кино по отношению к великому образу?

 — Менее всего мы думали о внешней «похожести», о внешнем рисунке роли. Одно время мне казалось, что можно сыграть роль без портретного грима — как это делается в спектаклях по другой пьесе Шатрова «Синие кони на красной траве». Но постановщик спектакля Олег Ефремов меня переубедил. Я даже не задумывался над вопросом, есть внешнее сходство или нет. Кроме некоторой картавости, нужной для речевой характеристики образа, здесь нет привычных деталей. Нет штампов, нет никаких «жилетных» поз. Все — через внутреннее состояние, через внутреннее проживание роли.

О Ленине почему-то было принято говорить, писать, ставить спектакли и фильмы как-то умиленно, бесконфликтно. Исключение — разве что фильм «Шестое июня» — тоже по пьесе Шатрова. А ведь вся жизнь Ленина — это борьба, политическая борьба, насыщенная драматическими и - не будем бояться этого слова — трагическими ситуациями.

В основу спектакля «Так победим!» положен подлинный исторический факт. В октябре 1923 года Ленин, только начинавший чуть выздоравливать после тяжелой болезни, настоял на том, чтобы приехать из Горок в Москву, в Кремль. Он пробыл в своем кабинете в Кремле 15 минут.

О чем думал Ленин в эти минуты? Авторы спектакля, используя право художника на домысел, решают спектакль, как размышления Ленина о самых драматических моментах в судьбе революции. Спектакль длится три часа — и все три часа, по существу, длится монолог Ленина, хотя в пьесе много действующих лиц, занята вся труппа.

Я убедился, играть Ленина можно лишь тогда, когда по-настоящему ненавидишь все то, что мешает нам жить. Поймите: не просто думаешь — это, мол, нехорошо, а именно ненавидишь, и эти негативные явления бесят тебя. Только тогда достигается синтез текста роли и твоего внутреннего состояния, только тогда имеешь право — нравственное, гражданское, художественное — на создание великого образа!


Борис Тух

Вечерний Таллин
16-07-1983


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru