Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Выбираю роль болельщика

Он позвонил сразу же после моей командировки в Днепропетровск и знакомым, чуть с хрипотцой, «калягинским» голосом, в котором угадывалась грусть, спросил: «А что, мог ли все-таки выиграть „Спартак“ или шансов не было никаких?..»

Я стал говорить то, что говорил уже многим другим: спартаковцы устали от напряженнейшей концовки сезона, чересчур много сил и эмоций отнял матч с «Астон Виллой», наконец, «Днепру» в тот день удалось доказать на деле свое право называться чемпионом. страны. Говорил и понимал, что все это в так хорошо известно. И знал — у настоящего болельщика от этого на сердце легче не становится.

Уже позднее, когда страсти по поводу напряженной развязки сюжета первенства улеглись и нам удалось повидаться, я поинтересовался, почему же его футбольные симпатии отданы именно «Спартаку».

Все, о чем мы говорили в тот раз с народным артистом РСФСР Александром Калягиным, касалось футбола, и мне кажется, что многое из сказанного им представляет интерес. Вот почему я и решил вернуться к нашему разговору сейчас — в канун нового футбольного сезона, когда трем советским клубам, в том числе и «Спартаку», предстоит продолжить борьбу в европейских турнирах.

 — Почему именно «Спартаку»? — переспросил Калягин. - Да потому, что эта команда прежде всего играет в футбол. И Только с помощью игры стремится идти вперед. Живет на поле, а не существует, борется в каждом матче, а не участвует в нем. Это ли не те самые качества, которые наиболее уважаемы и ценимы болельщиками? И за всем этим, на мой взгляд, угадывается мудрость наставника, старшего тренера клуба Константина Бескова, чьи футбольные вкусы позволяют создавать игру, радующую сердца миллионов поклонников. Причем не только спартаковских. ..

 — Стало быть, вы считаете, что лицо команды прежде всего определяет ее наставник?

 — Безусловно. Так же, как и в театре все: репертуар, подбор актеров, профессиональный уровень постановки — в первую очередь зависит от главного режиссера, так и в футболе все начинается и заканчивается тренером. И, если он профессионал высокого класса, как и режиссер видит будущий спектакль, обязан видеть игру своей команды, чувствовать ее. Ведь, придя в 1977 году в «Спартак», Бесков уже наверняка знал, каким он хочет сделать его. Знал и искал, кто поможет ему в этом. И поиск тот был ознаменован целым рядом удачных открытий, находок. Вспомните, как неожиданно появились в составе сначала Дасаев, Романцев, Шавло, а чуть позднее Черенков, Родионов. Помнится, немногие верили, что приглашенный из московского «Динамо» Гаврилов, а из костромского «Спартака» Ярцев, которому уже было под тридцать, заиграют. А они преобразились буквально на глазах, стали игроками сборной… Бесков — тренер, никогда не идущий на поводу у обстоятельств, постоянно стремится сам управлять ими.

 — А кто еще из наших тренеров вам импонирует?

 — Эдуард Малофеев. Интереснейшая личность. И футболист был своеобразный, и в тренерском деле стремится избегать стандартов. Так же, как и Бесков в «Спартаке», Малофеев в минском «Динамо» начинал практически с нуля. Да и команду принял далеко не в идеальном состоянии. Но не дрогнул, а пошел своим путем. Стал искать интересных футболистов, создавать игру, которую уже видел, чувствовал. И в результате последние два сезона минчане завоевывают «золото» и «бронзу». Но дело даже не в медалях и местах, а в том, что наш футбол приобрел еще один своеобразный клуб, радующий своей игрой, в котором выступают такие прекрасные исполнители, как Курненин, Пудышев, Зыгмантович, Сокол, Гуринович. 

 — Означает ли это, что, кроме «Спартака» и минского «Динамо», по итогам прошлого сезона среди команд высшей лиги больше некого выделить?

 — Нет, это вовсе не так. Заслуживают добрых слов, и прежде всего за смелость, ставший чемпионом «Днепр» и дерзко заявивший о себе «Жалытнрис». Но если брать за основу игру и подходить к ее оценке по большому счету, до здесь, на мой взгляд, речь можно вести лишь о спартаковцах и минчанах. Коль скоро мы заговорили о прошлом сезоне, то нельзя обойти вниманием неудачи динамовских команд Тбилиси и Киева, от которых мы по традиции ждали успехов. Киевлян, по-моему, подвело их же постоянное стремление к программным действиям. С уходом в сборную Валерия Лобановского привычный рабочий ритм, выверенный им годами, нарушился. Отсюда и место за пределами шестерки. У тбилисцев смелый эксперимент Нодара Ахалкаци, связанный с резким омоложением состава, себя не оправдал. И теперь нового старшего тренера Давида Кипиани, которого я очень ценил и любил как футболиста артистичного, вдохновенного, ждут нелегкие испытания, связанные с восстановлением былой игры. Убежден, что при определенной поддержке и терпении ему это удастся сделать. И в этом должны быть заинтересованы все мы, поскольку грузинский футбол (как и театр) издавна снискал себе славу и уважение добрыми традициями, постоянными творческими открытиями и победами.

Тут мне хочется сказать еще вот о чем. Недавно был обнародован длиннющий список освобожденных и заново утвержденных старших тренеров различных команд. Можете себе представить, что бы сталось с нашими театрами, если бы в них, не дай бог, вот так же легко и играючи меняли главных режиссеров?

 — Ну, а что вы могли бы сказать о нашей сборной?

 — Скорее всего то же самое, что и многие другие. Ее отсутствие в финале европейского первенства во Франции чрезвычайно огорчительно. И самое главное, что попасть туда ей было вполне по силам. Но в спорте, как и в искусстве, без риска порой не обойтись. Убежден, что, сыграй в Лиссабоне наши футболисты смелее, острее, забудь они о том, что попасть в финал могут и с помощью ничьей, все могло бы сложиться по-иному. Впрочем, возможно, дело здесь не только в этом. Мы уже говорили о роли тренера. У нас почему-то принято винить во всех неудачах его одного. Между тем сборная страны, хотя и не попала в финал, поставлена на второе место в европейской классификации, а руководители команды в очередной раз… отправлены в отставку, как и их предшественники.

 — Я обратил внимание на то, что, обсуждая футбольные проблемы, вы постоянно вспоминали о театре…

 — В этом нет ничего удивительного. У искусства и спорта много общего. И прежде всего в стремлении к подлинному творческому поиску, без которого ни там, ни здесь успеха не достичь. Среди людей искусства всегда было много страстных поклонников футбола. Его просто обожал покойный Михаил Михайлович Яншин. Сейчас на трибуне частенько можно увидеть драматурга Алексея Арбузова. Никита Михалков — капитан футбольной команды кинематографистов. А Анатолий Ромашин и Армен Джигарханян вместе с уважаемым Гавриилом Дмитриевичем Качалиным — тренеры сборной Театра имени Маяковского. Мало кто знает, что каждый год в Москве проходят футбольные турниры театральных коллективов. И, поверьте, во многих матчах актеры играют так же вдохновенно, как и на сцене.

 — А если бы вам предложили участвовать в фильме о футболе: какую бы роль выбрал Александр Калягин?

 — Сами понимаете, что от роли «звезды», наводящего страх своими прорывами и ударами на оборону соперников, мне бы пришлось отказаться, за роль тренера взяться также не рискнул бы - слишком уж непостоянное к ним отношение. Так что остается одна, но зато привычная роль — преданного, верного болельщика.

 — Ив заключение: каковы ваши пожелания тем, кто играет и просто смотрит футбол?

 — Постараться все сделать для того, чтобы в новом сезоне он был по-настоящему красивым и победным. Тогда удастся избежать взаимных разочарований. 


А. Львов

Советская культура
2-02-1984


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru