Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
* * *

Он придвинул шахматную доску, задумался над позицией и сосредоточенностью напомнил образ вождя из спектакля «Так победим!». Попросил кофе и в голосе почудились повелительно-просительные интонации его киногероев: то ли конформиста Рзаева из «Другой жизни», то ли приспособленца Любомудрова из «Прохиндиады». Игривым тоном тетушки Чарлея бросил мимоходом, смутив меня: «Ах, очаровательная…». Но в гримуборной раздался звонок к началу творческой встречи, и он враз как-то подобрался и вышел на сцену, чтобы стать самим собой.

 — Я не очень-то люблю говорить о себе, — сказал, поздоровавшись с челябинцами, народный артист РСФСР, лауреат двух Государственных премий СССР Александр Калягин. — Актер-профессия практическая.

Калягин родился в интеллигентной московской семье: отец — директор пединститута, мать преподавала там же французский язык. Через месяц после рождения сына отца не стало. Годы эвакуации Александр Александрович не помнит. А послевоенное детство уникальными кадрами врезалось в ленту памяти.

Первое впечатление от искусства — лицедейство Чаплина на киноэкране. И попытки перед зеркалом копировать великого комика. Неудержимая, не до конца сознаваемая мечта о театре привела его в детскую театральную студию. В 13 лет написал письмо Аркадию Райкину, получив ответ, сделал его своим талисманом…

И вдруг — медицинское училище. Родственникам казалось: так надежнее, актерство — это нечто эфемерное. Потом два года работал фельдшером на «скорой помощи». Осмысление сотен реальных, не похожих одна на другую судеб переносил на роли, которые репетировал в театральной студии ДК медицинских работников. И все-таки мечта победила: проучившись два курса в мединституте, он «сбежал» театральное училище имени В. Щукина.

Во время творческой встречи из зала прислали записку: «Александр Александрович, не обидно, что свои лучшие роли вы сыграли в годы застоя?»

 — Я как-то подумал об этом, и больно стало, — ответил Калягин. — Потом успокоился: я ведь недавно узнал, что это были годы застоя. Мы жили, работали… По-моему, судьбу художника нельзя делить на «до» и «после».

Сложным был путь Калягина к признанию. Сначала был Театр на Таганке. Он любил его как зритель. Но по-актерски театр его обеднял, ограничивал тем. что проповедовал идею, а Калягину больше всего хотелось играть характеры… Потом — театр имени Ермоловой, в те годы один из гудших в Москве. «Выходишь на сцену, а зрительный зал полупустой. И тебя начинают терзать мысли о месте профессии, о своем предназначении. ..». Но этот театр подарил ему прекрасные роли. Заметили его и кинематографисты…

И вот уже 18 лет во МХАТе. «Во МХАТе, что в проезде Художественного театра, — уточняет Калягин, — под руководством Олега Ефремова». Здесь созданы такие образы, о которых многие актеры могут только мечтать. Главные роли в спектаклях «Тартюф», «Чайка», «Живой труп», «Так победим!», «Мы, нижеподписавшиеся».

Особый разговор — о роли Ленина.

 — Вот мы привыкли с детства к расхожим словам: дедушка Ленин. А он умер в 54 года! Что ж за работа была такая, из-за которой он так рано сгорел? Многое заставляло задуматься драматурга М. Шатрова и режиссера О. Ефремова, когда они приступили к постановке спектакля «Так победим!». В основу пьесы положен трагический факт, о котором можно прочитать в архивных материалах; Ленина после долгой болезни привозят ненадолго в его кабинет. На какие-то 15 минут он остался один, а когда неожиданно туда вошла Фотиева, секретарь вождя, то увидела, как Ильич, обхватив голову руками, безудержно рыдает. Что это за эмоциональный стресс? Может быть, предчувствие конца? (Событие происходило за три месяца до смерти Ленина). Может, прощался с кабинетом, вспоминал людей, с которыми работал? Остается только догадываться. Шатров и Ефремов предложили свою версию. «Так победим!» ставился к XXVI съезду партии. Но принят спектакль не был. Правда, спустя год, мы все-таки вышли на сцену, и вскоре его создатели были удостоены Государственной премии СССР. Уже шесть лет идет он при полном аншлаге.

 — Чтобы сыграть роль вождя, нужна определенная решимость…

 — Вначале я отказывался; есть же границы актерского амплуа. Ефремов меня убедил. Больше всего мы не хотели, чтобы зритель судил об образе —Ленина по принципу «похож — не похож». Сразу же отказались от всех «жилетных поз». Потому что главное в спектакле — говорить от имени Ленина, говорить о главном. «Нас губит равнодушие. ..». Когда я говорю об этом словами Ленина, то зал аплодирует.

Много раз спектакль был за границей и находил полное понимание. Могу, правда, рассказать забавный и поучительный случай. На гастроли в Австрию труппа поехала малым составом, поэтому в спектакль «Так победим!» на эпизодические бессловесные роли, окружение вождя, срочно ввели Смоктуновского, Мягкова, Любшина, Евстигнеева. Но Смоктуновский не может даже в эпизоде выйти на сцену так просто, без осознания роли. Он долго делал грим, приклеил усики, нацепил пенсне; «На кого я похож?» — спросил он у Шатрова. Тот, не особенно задумываясь, ответил: «Кеша, ты похож на Ногина». Кто не знает в Москве площади имени Ногина! И вот Смоктуновский вышел на сцену с ощущением, что он Ногин, и всячески пытался оживлять образ: вздыхал, хлопал себя руками, что-то выражая мимикой. На следующий день в венской газете появилась рецензия на спектакль, в которой говорилось о том, что Смоктуновский играл «иуду Троцкого». Вот что значит приблизительность в искусстве. Актер должен знать, кого он играет.

 — Какие еще зарубежные гастроли запомнились?

 — Японские гастроли. Это прекрасная страна. Люди воспринимают искусство наивно, как дети. Чехова боготворят: на «Чайке» плакали. Мы, русские, если чего-то не понимаем, говорим, что это плохо. Они же - потрясены. Даже буффонадный спектакль «Перламутровая Зинаида», где текст пересыпан современными жаргонными выражениями, они принимали очень вежливо. Японцы сказали нам: «У вас, европейцев, каждый — личность, а вместе вы - ничто. Мы сами по себе ничто, но вместе — личность». Это японское чудо потрясает.

 — Становились ли проблемы ваших героев близкими лично для вас?

 — Всегда чисто по-человечески думаешь о той теме, которая заложена в фактуру материала. Вот даже Чичиков — вроде бы известная классическая роль. Но что такое чичиковщина?' На какой почве появился в России такой комбинатор? И почему он, человек умный, деятельный, применяет свои способности в этом направлении? А Эзоп в одноименном телефильме? Философская роль, которая прямо-таки мучает вопросами: можно ли так жить, что нужно сделать? После этого и на современные проблемы смотришь по-другому.

Мне рассказали, что ваша область дает стране пятую часть всей у нас выпускаемой стали. И при этом в Челябинске проблемы с продуктами, загрязненный воздух. Как же можно так жить? Когда мы говорим о культуре, почему-то имеем в виду кино, театр, живопись. Все это прекрасно, но в понятие культура входит и то, что мы едим и какую одежду носим, и как отдыхаем. Сегодня это понятие уже нельзя отделять от экономики.

По выражению Маркса, самая развитая нация та, которая имеет больше свободного времени: у нее больше возможности самоусовершенствования. А если свободное время уходит на очереди, на доставание дефицита? Знаете, в фильме «Прохиндиада, или Бег на месте» лучшими считаю финальные кадры. Помните; престижный мерседес, которым, наконец, овладел герой картины, мчится по дороге без водителя, он поглотил своего хозяина, растворил его, уничтожил. .. Но прохиндиада будет до тех пор жива, пока нам чего-либо недостает.

 — Приходилось ли вам идти на компромиссы?

 — Может быть, и приходилось. Хотя я человек, не привыкший идти на поводу. Больше всего в искусстве боюсь, когда меня зажимают. Терпеть не могу прессинга. Хотя понимаю, что актеру необходима жесткая режиссерская рука. Одно не противоречит другому. Свобода творчества — это свобода подчиниться кому-нибудь. Свободно подчиниться! Как в хорошей семье, когда муж свободно подчиняется жене, а жена свободно подчиняется мужу.

 — С кем из режиссеров у вас складывались именно такие отношения?

 — Я отношусь к тем актерам, которые полностью полагаются на режиссера. Хотя не каждому можно довериться. Большим мастером был А. Эфрос. Он понимал актера до конца. Долго я мечтал о работе с ним. Наконец, представился случай сыграть у него Гамлета. Начали работать, но, к сожалению, пришлось отказаться от замысла. Сил ушло много, но многое и приобрел.

Интересно работать с Н. Михалковым. Он прекрасно чувствует актера, его природу. Хороший педагог. По себе знаю, как это сложно, сам преподаю в институте. «Своим» режиссером считаю и В. Титова, у которого снялся в фильмах «Три дня доктора Калинниковой», «Адам женится на Еве», «Здравствуйте, я ваша тетя!».

Вообще я везучий актер. Если б мне лет двадцать назад назвали роли, которые я сыграю в кино и на сцене, не поверил бы: Ленин, Эзоп, Чичиков, Тригорин, Протасов, Платонов… Не подозревал об этом даже в годы студенческого максимализма, когда кажется, что все можешь. Жизнь оказалась богаче всех моих фантазий и предположений. 


Л. Садчикова

Челябинский рабочий
28-05-1988


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru