Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Психушка в «Табакерке»
Надо уметь вопить от боли

Министерство культуры РФ разрабатывает программу развития культуры на ближайшие пять лет. Программа должна быть принята завтра, 31 августа. К сожалению, в программе отсутствует отдельный раздел, посвященный театру. Театр вошел в подпрограмму «Развитие и сохранение культурного наследия». (В программе есть отдельные разделы — «Кинематография России» и «Архивы России».) Разрабатывая программу развития культуры, министерство не предложило всем заинтересованным лицам и организациям внести на рассмотрение свои предложения. Между тем у Союза театральных деятелей РФ такие предложения есть. Их изложил председатель союза Александр КАЛЯГИН. 

 — В чем суть вашей программы?

 — Во-первых, необходимо, чтобы наконец появился театральный закон. Что для этого нужно? Если организационные и финансовые затраты, то закон того стоит. Во-вторых, нужно, чтобы возобновил свое существование зарубежный отдел СТД. Он мог бы работать, как и работал до всяких финансовых потрясений. При этим абсолютно не исключена деятельность международной Конфедерации театральных союзов. На возобновление деятельности зарубежного отдела тоже нужны деньги. В-третьих, мне бы очень хотелось, чтобы о нас, о нашей деятельности узнали за пределами Москвы, за пределами России. Для этого нужна компьютеризация и выход в Интернет. И, наконец, необходимо возобновить творческие мастерские. Для этого нужны деньги. Творческие мастерские родили хороших режиссеров, театральная Москва рвалась на их спектакли. Мы наметили режиссерскую конференцию, давным-давно надо было поговорить о том, что же такое режиссер, о подготовке режиссера, о том, где молодые будут ставить. Какие только вопросы не возникают в связи с этой проблемой. А то, что это проблема, очевидно.

 — Когда вы намерены провести такой режиссерский сбор?

 — Возможно, в рамках грядущего фестиваля «Золотая маска», чтобы приглашенные на конференцию режиссеры из разных городов и разных стран смогли посмотреть фестивальные спектакли. Если не успеем все организовать до фестиваля, то проведем конференцию в конце следующего года. Вопрос подготовки режиссерских кадров должен быть включен в программу развития театра на ближайшие 5 лет и далее. В конце концов, предназначение режиссера — не в том, чтобы разводить актеров на сцене. Понимают ли это те, кто готовит режиссеров, те, кто режиссерами становятся? Режиссер — философ спектакля. Философ, разработчик идеи. Как ее подать, через что?

 — Как и что — важно в любой профессии. ..

 — Совершенно верно, по зачастую режиссер занимается просто «заморочками» на сцене, такими, которые никакого отношения не имеют к боли сегодняшней. Он не режиссер, он - технолог производства. Согласитесь, это совсем другая профессия. Последние события — и с лодкой, и взрыв на Пушкинской, и телебашня, и то, что происходило и происходит в Чечне, рождают во мне боль, я так же, как и раньше, могу вопить. Я вопил. ..

 — Внутренне?

 — Да, но именно эта внутренняя струна не позволяет зажиреть. Я всегда говорил своим студентам, своим актерам, что техникой можно овладеть чуть позже. Не знаю, каким я вышел из театрального института, может быть, недоучкой. Но я понял, что боли сердечной, способности открывать сердце свое — научить нельзя. Каждый должен знать, что профессия определяется через боль. А все остальное можно развить — голос, пластику, общение с партнером на сцене. Если, ты талантлив, то ты услышишь, что тебе говорит режиссер: и о сквозной линии спектакля, и о сквозной линии твоего образа…

 — Сколько таких, кто вопит о том, что больно? Наверняка их немного. Да их и не может быть много.

 — Мало. Последний корифей умер. Я о Ефремове. Да простят меня лидеры нашего театра. Ефремов и только Ефремов. Он ставил во главу угла Театр и вообще всю жизнь принимал только через Театр. Умер последний человек, который понимал, что во главе театра должна быть идея. Не зритель, а идея. Некоторые ведь мыслят так: «Соберем зрителя. Самое главное — вернуть зрителя в театр. А потом уже об идее подумаем».

 — Можно и так, наверное. Вы уверены, что телега перед лошадью не пойдет?

 — Иногда и пойдет. Если у лошади мозоли на груди, она может и так «переть». Самое главное, что нет больше человека, который знал, что только идея может родить или умертвить театр. За последнее время я не увидел ничего, что меня потрясло бы болью. Правда, может быть. я не видел всех премьер прошедшего сезона.

 — А знаете ли вы реальную боль этих театров, я о том, какие у них проблемы, творческие, экономические? И сколько таких театров по России?

 — Знаю, и в самое ближайшее время собираюсь посетить эти театры. съездить в те города, в которых театрам тяжело. Красноярск, Хабаровск, Калуга… — список длинный. Есть и благополучные организации и благополучные театры, например, Нижегородский театр. Но это очень относительное благополучие. Все российские театры чувствуют нашу жизнь. Но я подчеркиваю, что художник никогда не должен жаловаться на отсутствие денег. Руководитель должен, а художник — нет. Раз я выхожу на сцену, то не должен думать о том, что театру не хватает денег. Кто-то другой, но не я.

 — Но вам-то уж, наверное, приходится об этом думать, особенно сейчас, вы же еще и директор в театре «Еt cetera»?

 — Я - не директор,я — и.о. директора. Для меня это очень важно: эта должность временная и постоянной не будет никогда. Я упорно ищу директора, не хочу бухгалтерские счета подписывать, да и не только счета. Иначе времени не будет заниматься творчеством — станешь другим. Забудешь свою способность вопить, станешь холодным и рассудочным, а холодному и рассудочному актеру и режиссеру в театре делать нечего. Меня волнует больше всего нравственная пре посылка художника. Как бы не сделать так, чтобы то, что ты произносишь на сцене, соответствовало тому. какой ты. как ты ведешь себя в жизни.

 — Как же быть в таком случае со спектаклем «Так победим!», с ролью Ленина, которую вы сыграли?

 — Была абсолютно человеческая предпосылка играть этот образ. Трагическое одиночество человека, ставшего рабом своей идеи. Когда идея заковывает тебя так, что ты начинаешь всех жрать — и себя. Вот что хотел передать я, вот что мы хотели показать спектакле.

 — У нас получился своего рода мини-отчет перед грядущим съездом?

 — Что ж делать, если остается только год… Я знаю, что сделано, а что — нет. Я оптимистически настроен потому, что знаю, большая часть сделана и продолжает делаться.



Время МН
Марина Багдасарян


Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru