Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Между бардом и вождем
Неоконченная пьеса для Александра Калягина

Завтра всеми нами любимый актер и режиссер Александр Калягин отмечает свое 55-летие.  Что думает он, руководитель Союза театральных деятелей России и член Политсовета НДР, о жизни и искусстве? Сегодня Александр Калягин — гость «Дома и Отечества».

 — Александр Александрович, нам говорили некоторые ваши коллеги, что после избрания вас председателем СТД Калягин изменился: стал более озабоченным, исчезла улыбка…

 — Озабоченности прибавляется и с годами, и от ответственности, естественно. И не только озабоченности, но и печали… К тому же я не привык к чиновничьему костюму…

У меня нет деланного оптимизма по поводу экономической ситуации в стране; все не так просто, как еще недавно казалось. Я не верю в скорое выполнение обещаний, в то, что быстро улучшится наша жизнь. В этом надо отдавать себе отчет.

А нашему союзу скоро 120 лет, и хочется всеми силами хотя бы сохранить то, что было создано великими предшественниками.

 — Но, несмотря на трудности, театральная жизнь России бурлит. Столько новых постановок, которые были просто немыслимы в советское время.

 — Так и должно быть. А что еще смотреть? Кино разрушено. Телевидение же в большей части отвратительно… Есть еще попса в хорошем смысле, шоу. И все. Кому — попса, кому — театр.

Во многом всплеск театральной деятельности сегодня происходит как бы вопреки экономической ситуации в стране. И к тому же многие спектакли делаются очень быстро и так же быстро сходят со сцены. Если раньше труппа могла себе позволить держать спектакль пять, десять лет, то сегодня ситуация иная. Самое досадное, что мы не успеваем записать хорошие спектакли, дабы сохранить их в золотом наследии российского театра. Порой для этого просто не хватает средств.

 — Но средства зато находятся для модных и весьма дорогостоящих постановок, позволить себе сходить на которые могут «новые русские». Согласитесь, нелепица: билеты на антибуржуазную «Трехгрошовую оперу» Брехта-Вайля стоили около 150 долларов.

 — Я, честно говоря, не видел этот спектакль. Но, конечно, это парадоксально, что самые дорогие театральные билеты в Москве оказались как раз на «Трехгрошовую оперу». Однако, с другой стороны, смешно предлагать современному зрителю, знающему, что такое компьютерные видеоклипы, лазерные спецэффекты, убогие серии декораций. Когда я был в Лондоне, то посмотрел премьеру знаменитого мюзикла «Фантом в опере», поставленного в театре «Мажестик». Меня все это просто потрясло, та феерия, которая происходила на сцене. Причем зритель даже не догадывается, какой колоссальный труд был вложен в подготовку этого спектакля, да и какая ему разница. Да, зритель платит большие деньги, но он ведь при этом получает потрясающее зрелище, как говорил покойный Евгений Евстигнеев, на сливочном масле. Быть спектаклю дорогим или не быть — зависит от задачи режиссера. Нельзя замахиваться на масштабную постановку и приглашать, к примеру, такого режиссера, как Стуруа, выделяя на спектакль тысячу долларов. Это глупо, извините!

Так что дороговизна билетов и постановки «Трехгрошовой оперы» это понятие относительное. Теперь говорят, что самый дорогой спектакль в Москве у Марка Захарова — «Варвар и еретик».

 — Каким же быть российскому театру? Должен ли он оставаться на полном государственном обеспечении или, рассчитывая на спонсорскую помощь, превращаться в частное, коммерческое предприятие? А может быть, есть третий путь, некая золотая середина?

 — Мы сейчас в Союзе театральных деятелей разработали целую программу реформирования российского театра. Конечно, нам необходим закон о театре, который бы закрепил государственную поддержку наиболее значительным коллективам, театрам для молодежи и детей — особенно. Причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в республиканских или областных центрах, где губернатор должен не только гордиться, что у них в регионе есть свои театры, но и оказывать им постоянную помощь.

Должна быть также стационарная площадка для выступления гастролирующих трупп. Сегодня гастроли у нас почти прекратились. Российский зритель порой не знает, что происходит в столичных театрах, жив или нет тот или иной актер. Чтобы оживить театральную деятельность, нужно реально помочь в создании новых коллективов, пусть даже они соберутся для игры лишь в одном спектакле. Такие труппы и сами могут зарабатывать себе на жизнь, если их спектакль пользуется популярностью у зрителей. И играться спектакль будет только до тех пор, пока зритель на него ходит. Такие труппы очень мобильны. Руководители стационарных сцен в провинции (а ими могут быть не только главные режиссеры, но и искусствоведы, критики), услыхав об успехе того или иного спектакля, без лишних формальностей пригласят этот коллектив к себе.

 — На этой неделе телевидение показало несколько фильмов с вашим участием. В том числе популярнейшую комедию «Здравствуйте, я ваша тетя!». Как вы сегодня относитесь к своей эксцентричной роли?

 — К тетке? Хорошо.

Но, знаете, в свое время я решил для себя, что ни одна роль не должна меня закабалить. Вот почему я всегда старался обращаться к разным жанрам и разным ролям — и комическим, и трагическим, и мелодраматическим, и буффонадным. Все время зрителя надо одаривать неожиданностью. Зритель для меня — как женщина, которая всегда удивляется нежданному подарку. Я не хочу, чтобы публика привыкала ко мне.

Если бы после «Здравствуйте, я ваша тетя!» я пошел по комическим ролям, мне самому было бы это неинтересно. Хотя я понимал, что на тетке Чарлея можно было зарабатывать большие дивиденды. Я никогда не боялся отказаться от каких-либо предложений и потому соглашался на те, которые интересовали меня по-настоящему, будь то Эзоп, Чичиков или Платонов в «Неоконченной пьесе для механического пианино».

 — Мы заметили, что вы потрясающе правдиво играете роль обаятельных жуликов — будь то Чичиков в «Мертвых душах», Сан Саныч Любомудров в «Прохиндиаде» или нечистый на руку ректор в «Другой жизни»…

 — (Смеется). На этот вопрос серьезно я отвечать не буду.

 — Но Чичиков для вас герой?

 — Герой. Потому что во всех нас живет и Чичиков, и Манилов, и Ноздрев, и Плюшкин. Я считаю, что Гоголь описал разные стороны одного характера. Сейчас модно спрашивать, какую книгу вы посоветовали бы прочесть, и в первую очередь нашим политикам. Считал и считаю, что это «Мертвые души» Гоголя. В этой книге вся Россия, все мы с нашими противоречиями и надеждами.

 — А есть ли такие роли в кино, которые вам хотелось сыграть, но не сложилось?

 — Есть такие роли. Например, в «Женитьбе Бальзаминова». Но я стараюсь на этом не зацикливаться, потому что раздумья о пропущенных ролях мне не способствуют в жизни. Никогда не ревновал и не думал: «Вот взяли другого актера, а я бы сыграл лучше». Ревность и злость — очень нехорошие качества.

 — А сейчас у вас есть время на творчество?

 — Конечно. Во МХАТе я играю Кочкарева в «Женитьбе», продолжаю играть в ленкомовском «Чешском фото».

 — Нашим читателям вы посоветовали обратиться к Гоголю. А сами что читаете?

 — Я в основном читаю пьесы, которые бы хотел поставить или сыграть там, и, если попадаются на глаза, философские статьи.

 — Во время отдыха чем вы предпочитаете заниматься? Или у вас таких минут не бывает?

 — Иногда так устаешь, что ничего не делать — для меня просто счастье. Я не физкультурник, не бегаю; когда-то хорошо играл в футбол, но сейчас — увы… Поэтому для меня самым лучшим был бы день, как это говорится, ничегонеделания. 

 — Такой день был бы для вас счастьем?

 — Ой, не говорите, это просто счастье. Чтоб телефон не звонил, просто лечь — и спать.

 — А не приходило вам в голову выпустить компакт-диск со своими песнями? Куда включить и бразильскую народную песню «Любовь и бедность», и песни кота Леопольда, и другие. 

 — Нет, не приходило, но хорошая идея. «Балладу Франсуа Вийона»… Но вдруг скажут: «Вот это Калягин! Делать ему нечего. Он и председатель, и в театре играет, да еще и поет. Совсем крыша поехала». Так что хоть идея и хорошая, но, сами понимаете…

 — Скажем честно, не совсем понимаем и надеемся когда-нибудь увидеть диск «Поет Александр Калягин». А в заключение такой вопрос: как собираетесь отметить свой день рождения?

 — Да никак. Выпью — и лягу спать.


Андрей Щербаков, Стас Стремидловский

Российская газета
24-05-1997


Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, [19-10-1997]
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, [3-10-1997]
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, [27-09-1997]
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, [27-09-1997]
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, [24-09-1997]
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, [09-1997]
Марина Зудина еще и сама по себе, Нара Ширалиева, Вечерний клуб, [19-06-1997]
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, [29-05-1997]
Неоконченная пьеса для Александра Калягина, Российская газета, [24-05-1997]
НОВЫЕ ЖИЛЬЦЫ СТАРОГО КВАРТАЛА, Арина Бородина, Труд, [29-03-1997]
Назад к Островскому, Елена Владимирова, Первое сентября, [1997]
О сублимации и? любви, Александр Смольяков, [1997]
Привет от Сирано, Ирина Алпатова, Культура, [1997]
СЕНАТОР, МИЛЫЙ МОЙ СЕНАТОР, Марина Райкина, Московский комсомолец, [1997]
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: «Я ВКУСИЛ СВОБОДУ ТВОРЧЕСТВА», Смена, [1997]
БЕЗРУКОВ ПОЛУЧИЛ ПО ЗАСЛУГАМ, Век, [1997]
До катарсиса дело не дошло, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [1997]
И вновь к себе манит «Остров сокровищ», Ирина Подгорная, Тверская, 13, [21-11-1996]
Соратники, Юрий Еремин, Вечерняя Москва, [2-11-1996]
Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru