Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Между бардом и вождем
Я вошел в плотные слои атмосферы

- Я не чиновник, — вздохнул Александр Александрович, когда на стол председателя СТД легла очередная бумага, требующая немедленной подписи. — Я - актер. И иногда, сидя в этом кресле, ловлю себя на мысли, что играю какую-то очередную свою роль.

Как бы то ни было, а роль председателя. Союза театральных деятелей РФ - явно не из легких. Полгода на этом посту не были для Калягина тихими и безоблачными, фестиваль «Золотая маска» и некое подобие скандала, разгоревшегося вокруг него, а также последние по времени акции правительства, обещающие урезание театрального бюджета, — вот только лишь видимые миру поводы для беспокойства. А сколько подспудных, повседневных. Творческий союз, как и все ячейки современного общества, живет на семи ветрах эпохи переходного периода.

 —Тяжело ходить к начальству, обладая популярным и, по-видимому, приятным ему «лицом»?

 — А вы разве не ходите к своему начальству? Увы, на этом построена жизнь. Что касается меня, то я за последние годы прошел жестокую школу. Не забывайте, что я создавал свой театр «Еt cetera». Вот тогда-то я и понял, какую тяжкую эмоциональную нагрузку испытывает человек во время деятельности такого рода. Я уже получил «прививку» и не заболею. Но вообще-то актеру привычнее испытывать совсем другие эмоциональные перегрузки. Все они так или иначе замыкаются на близкую ему сферу: режиссер, партнеры, сроки, критика и т.д.

Неподготовленный актер попадает в «кабинеты» как в ад. Эти «верхние слои атмосферы» могут раздавить и уничтожить.

 — Значит, вы стали председателем, уже закалившись во внетеатральных баталиях?

 — В общем, да. Кроме того, я не склонен преувеличивать роль личности в истории СТД. Председатель Союза театральных деятелей — фигура, вполне заменяемая. При отлаженном годами механизме работы нашего союза отдельно взятый руководитель вряд ли может что-нибудь разрушить. Я не устаю восхищаться тем, как поставлено в союзе дело. При том, какой развал мы наблюдаем на всех этажах общества, здесь все так мудро и крепко задумано, так хорошо сцеплено и пригнано, что я чувствую себя защищенным.

Может быть, это слишком красивые слова, но, поверьте, это так и есть: я постоянно ощущаю за собой актерское братство, команду. Я не одинок. Другое дело, что условия, в которые попал союз, печальны. Но разве мы одни попали в такие условия? Имя всему этому — деньги.

Однако стоит ли посыпать голову пеплом? Много ли денег было раньше? Процветали ли отечественные артисты? Я, например, хорошо помню, как сидел над листком бумаги с расписанием концертов. Делил тришкин кафтан, прикидывал, как не выпасть из репертуара и при этом выступить еще на одном вечере, чтобы заработать лишние двадцать рублей. Нам многое сейчас видится не совсем так, как это было на самом деле. Помню, как после шефских концертов в воинских частях офицеры, расслабившись, рассказывали, какие безобразия у них творятся. Сейчас бы мы сказали: армия — такая же частица общества, как и театр, и семья, и что угодно.

 — Так, может быть, союзу не надо нервно реагировать на нынешнюю социально-экономическую ситуацию?

 — Реагировать надо. И это — главное, что мы можем, поскольку — общественная организация. Я, например, никак не могу успокоиться по поводу того, что в свое время с союза были сняты льготы. Как такое могло прийти в голову? Ведь это, в сущности, война с инвалидами. С незащищенными, уязвимыми людьми. Актерские нагрузки мало с чем можно сравнить. Это — постоянная работа сердцем, вечная неустроенность, ранние болезни. Союз в какой-то мере поддерживал всегда здоровье и силы бойцов сценического фронта. И надо же было посягнуть на это благодарное дело!

 — Однако теперь СТД взялся и за более сложные дела. На недавнем секретариате обсуждался вопрос о том, как будут жить государственные театры в условиях бюджетного секвестра. Понятно, что вы не могли оставить без внимания наступление правительства на жизнь театров. Но чем конкретно может помочь небогатый союз в такой пиковой ситуации?

 — Наше дело — говорить, убеждать, умолять, кричать. О чем? О том, что не надо делать секир-башка. Уже много наломали, а ломать, как известно, — не строить. Ну развалим мы наши стационарные театры. Известные, с биографией актеры еще как-то устроятся. А куда деваться молодежи? Вопрос о существовании российского стационара — один из краеугольных. В конце концов именно постоянная труппа с большим репертуаром всегда рождала у нас и новые театральные направления, и замечательных артистов, и режиссеров-лидеров. Есть такое понятие, как театр Эфроса, театр Ефремова, Любимова, Захарова. Здесь все завязано на долгое совместное дело, на «семью» со всеми ее издержками, конечно, но и с главным — возникновением некоего общего духа.

 — На секретариате многие высказывались о контрактной системе. Не подвергая сомнению саму модель стационара, говорили о том, что ее застывшая, неповоротливая структура препятствует живому кровотоку, естественному обновлению. 

 — Кто же спорит, контракт — система, успешно применяемая во всем цивилизованном мире. Мы очень любим ныне ссылаться на цивилизации, но не всегда трезво оцениваем при этом свое собственное состояние. Конечно, о контрактах нужно думать, но необходимо тщательно разработать эту модель с учетом всех наших особенностей. Убежден: отпусти завтра всех наших актеров на контракты, и мы породим еще один взрывоопасный контингент социально незащищенных людей. Ибо правовые нормы не отработаны, а экономическое состояние общества плачевно. Актер, с которым не продлили контракт, должен искать новую работу, а зачастую, — и новое жилье. Есть у наших артистов на все это деньги? Есть сегодня хоть какой-то механизм, который позволил бы им худо-бедно просуществовать этот период временной безработицы? Мы часто приводим в пример американский опыт. Но там, и я сам был тому свидетелем, есть государственные амортизаторы, позволяющие безработным актерам выжить. Нам до этого пока далеко.

 — Надо полагать, эти соображения будут учтены при разработке закона о театре, которым занимается сейчас группа известных театральных деятелей под эгидой СТД?

 — Уже на начало июня назначено специальное заседание секретариата по вопросу о законе. Работа очень сложная, но времени для проволочек нет.

 — Вам как руководителю собственного театра «Еt cetera» пришлось так или иначе со всем этим столкнуться?

 — Конечно. Мы прошли этап частного театра. Теперь поступили в муниципальное подчинение. Я очень благодарен мэру Ю. Лужкову за поддержку, она дорогого стоит. На 26 сентября намечено официальное открытие театра на Новом Арбате. Даже само местоположение обязывает. Грешно не воспользоваться всеми предоставленными нам возможностями. В театре есть постоянная группа из 16 человек. Остальных будем приглашать, как и раньше. Планируем работать с хорошими режиссерами, художниками.

 — А как же секвестр?

 — Самое печальное, что урезанное финансирование прежде всего влечет за собой урезание расходов на новые постановки. Ситуация абсурдная — платить артистам зарплату и не выпускать премьер. Выход пока один — искать инвесторов на каждый новый спектакль.

 — Александр Александрович, чем все-таки закончилась конфликтная ситуация с «Золотой маской»?

 — Знаете, все мы люди эмоциональные. Я, как и многие, был в шоке от безобразной церемонии награждения. Зрелище было столь позорным, что отрицательные эмоции захлестнули и все остальное. Кстати говоря, подогрела скандал и пресса, запустив непроверенные жареные факты. Я сам поначалу решил: все! Надо в корне пересматривать саму идею. Но потихоньку страсти улеглись. Произвели тщательную проверку документации, предоставленной нам Ассоциацией «Золотая маска». Документы оказались в порядке.

Мы решили продолжить сотрудничество с дирекцией фестиваля и Э. Бояковым, так как он имеет немалый опыт работы и хорошие деловые качества. Однако впредь руководители союза будут более внимательно и активно участвовать во всех этапах. Думаем и об изменении структуры. Возможно, по регионам будет проводиться отдельный предварительный отбор, по Москве — отдельный. А затем эксперты и жюри будут выбирать из уже отобранного. Но что обязательно — члены экспертного совета и жюри не должны во время фестиваля выступать с рецензиями в прессе.

 — От прессы и критики теперь много неприятностей. После скандала с «Маской» вы не пересмотрели свое намерение быть открытым для СМИ?

 — Нет, не пересмотрел. А что, собственно, скрывать? Что мы такого криминального делаем? Вот и клуб критиков при СТД создали, и хотим, чтобы он стал постоянным. Мне, например, очень полезны бывают эти заседания. Знаете, художник ведь сам себе выбирает, кого ему интересно читать, а кого — нет. Все это совсем нестрашно.




Культура
Наталия Каминская, 29-05-1997


Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, [19-10-1997]
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, [3-10-1997]
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, [27-09-1997]
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, [27-09-1997]
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, [24-09-1997]
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, [09-1997]
Марина Зудина еще и сама по себе, Нара Ширалиева, Вечерний клуб, [19-06-1997]
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, [29-05-1997]
Неоконченная пьеса для Александра Калягина, Российская газета, [24-05-1997]
НОВЫЕ ЖИЛЬЦЫ СТАРОГО КВАРТАЛА, Арина Бородина, Труд, [29-03-1997]
Назад к Островскому, Елена Владимирова, Первое сентября, [1997]
О сублимации и? любви, Александр Смольяков, [1997]
Привет от Сирано, Ирина Алпатова, Культура, [1997]
СЕНАТОР, МИЛЫЙ МОЙ СЕНАТОР, Марина Райкина, Московский комсомолец, [1997]
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: «Я ВКУСИЛ СВОБОДУ ТВОРЧЕСТВА», Смена, [1997]
БЕЗРУКОВ ПОЛУЧИЛ ПО ЗАСЛУГАМ, Век, [1997]
До катарсиса дело не дошло, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [1997]
И вновь к себе манит «Остров сокровищ», Ирина Подгорная, Тверская, 13, [21-11-1996]
Соратники, Юрий Еремин, Вечерняя Москва, [2-11-1996]
Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru