|  | Фарс написан, фарс и поставлен
Жестокий дебил у власти. Тема острая, но не совсем подходящая для обсуждения на театральной страничке, не правда ли? И тем не менее: театр представляет — зритель внимает.
Папаша Убю — это толстопузый кретин, алчный, сварливый и абсолютно безнравственный. Ему под стать и супруга — крикливая, вероломная мамаша Убю. Подло укокошив короля Венцеслава с наследниками, парочка захватывает трон и властвует в стране, вешая направо и налево, наживаясь, обманывая всех, в том числе друг друга; при этом отчаянно сквернословит и рукоприкладствует. Пьесу-фарс «Король Убю» написал в конце позапрошлого столетия четырнадцатилетний француз Альфред Жарри. Позже в ней увидели предсказание мировой истории: самые одиозные и кровожадные тираны двадцатого века как две капли воды походят на отвратительного папашу Убю. Александр Калягин, создавая этот упрощенно собирательный образ властителя, наделил его, помимо простодушной тупости, изрядной долей непосредственного артистизма и обаяния почти животного свойства. Близко посаженые глазки вечно глуповато таращатся, на размалеванной физиономии то блуждает бессмысленная улыбка, то щерится злобная гримаска.
Фарс написан, фарс и поставлен: здесь бьют по голове палками, комично путаются в горностаевой мантии; пушечные ядра сделаны из резины, кони — из дерева; самые употребительные слова — из лексикона учеников общеобразовательной школы: «жопа» и «дерьмо», а также любимое выражение калягинского папаши Убю — «ёкарный бабай» (право, затрудняюсь с написанием). Шумная толпа вертлявых идиотов-шутов выкрикивает то площадные грубости и незамысловатые соленые остроты, то - в щекочущей близости от первых — фразочки, звучащие социально и политически актуально.
Стилистика ярмарочного кукольного театра, в котором деревянные и тряпичные «актеры» вперемешку с оглушительными скабрезностями выдавали политические намеки и социальную сатиру, выдержана достаточно точно. Даже пластика персонажей напоминает резкие и не слишком разнообразные движения грубых перчаточных Петрушек. Конечно, поразить смелостью высказывания на фоне Хрюна со Степаном и Шендеровича с «Куклами» практически невозможно, но создатели спектакля, похоже, и не претендуют на сиюминутную злободневность. История папаши и мамаши Убю разворачивается «в Польше, то есть нигде». Проблемы, связанные с властью и властителями, в разных странах и в разные эпохи отличаются в оттенках, но одинаково ужасны по сути.
Спектакль постоянно балансирует на грани между кукольно-фарсовым идиотизмом и настоящим общественно-политическим серьезом, а, точнее, перепрыгивает из одной крайности в другую. Сцена в деревне, в которой Убю с приспешниками палками выколачивает из беспомощных крестьян очередные, только что измысленные налоги, выглядит гротескно-игрушечно, но одна из миловидных пастушек отчетливо беременна. Палка, пусть даже и бутафорская, занесенная над ее беззащитным животом, мгновенно стирает всякую шутливость с эпизода. Забавны игровые сцены повешения богатых дворян: висельники, немного покорчившись в своих петлях, начинают превесело раскачиваться и приплясывать, да еще и не забывают кокетничать с барышнями. Но, даже завидуя их пружинистым акробатическим танцам, помнишь о том, что на их шеях — веревки.
Стильная и мобильная сценография спектакля (питерский художник Эмиль Капелюш) почти универсальна — в этих изобретательных драпировках и складных «интерьерах» можно сыграть что угодно. Эта необезличенная универсальность также подчеркивает вневременную значимость тем.
В интервью, данном незадолго до премьеры, Александр Калягин сказал, что театр старается создать «фарс, после которого остается горький привкус во рту». Задача в общих чертах выполнена: сыгран забористый, жесткий фарс и от него рождается неявное, но весьма неуютное чувство совпадения с реальностью.
Вечерний клуб Мария Львова Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва,
[19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век,
[2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8,
[1996]
«СЕРГЕЙ», Век,
[1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47,
[1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия,
[7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура,
[2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб,
[28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда,
[22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей,
[6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета,
[22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня,
[2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune,
[24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда,
[31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь,
[1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь,
[1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда,
[1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя,
[1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена,
[15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета,
[4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб,
[16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда,
[24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2,
[02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург,
[3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену,
[25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета,
[25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова,
[05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец,
[30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева,
[1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,,
[1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура,
[23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск,
[31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты,
[1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь,
[1990]
* * *, Челябинский рабочий,
[28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости,
[27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда,
[22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета,
[28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400),
[1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец,
[28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва,
[25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура,
[5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец,
[30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура,
[2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия,
[16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура,
[6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин,
[16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония,
[7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета,
[2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета,
[2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия,
[28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия,
[28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда,
[2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата,
[22-09-1982]
Главная роль, Советская культура,
[4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар),
[22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия,
[12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва,
[23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева,
[20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда,
[12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва,
[5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20,
[1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия,
[31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета,
[16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда,
[13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда,
[20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура,
[13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва,
[27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия,
[23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток),
[8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск),
[23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия,
[14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура,
[16-12-1980]
«Классика школа добра», Литературная Россия,
[30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя,
[27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура,
[18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва,
[23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия,
[27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула),
[5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий,
[5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета,
[16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета,
[30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета,
[5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец,
[16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия,
[11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси),
[17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура,
[4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия,
[24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва,
[14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец,
[16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура,
[29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия,
[29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва,
[28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда,
[15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец,
[9-06-1973]
«Старый новый год», Труд,
[6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда,
[25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия,
[1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда,
[27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия,
[12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва,
[5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец,
[9-12-1969]
На сцене польская драматургия, Вечерняя Москва,
[22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск),
[19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда,
[4-06-1968]
«Стеклянный зверинец»,
[6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия,
[9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета,
[14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия,
[8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура,
[30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец,
[2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси,
[7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси),
[7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва,
[13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя»,
[28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва,
[18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета,
[22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия,
[17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура,
[3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота О некоторых загадках
, Ольга Нетупская, Планета Красота «Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура») Официальный сайт Ивана ЖидковаОфициальный сайт Дениса НикифороваОфициальный сайт Дины КорзунОфициальный сайт Виталия ЕгороваПавел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА Владимир Машков: «Режиссура одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости Из последних сил, Элина МосешвилиОтцы и дети, Нина АгишеваЭти славные психи, Нина АгишеваАндрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена» Официальный сайт Льва ДуроваСмерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер Неофициальный сайт Ярослава БойкоА в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru ., Наталия КолесоваАнтисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета Венецианский еврей на русской сцене, Алексей БартошевичСтраница спектакля «Ещё Ван Гог
» на сайте Центра им. Вс. МейерхольдаПроект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского Венецианский еврей на русской сценеФарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб Беседа с Анатолием СмелянскимКак стать другом Александра КалягинаНадо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»Страница, посвященная жизни и творчеству Александра ВампиловаИркутский областной фонд Александра ВампиловаБиография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»
|
|
|  |