Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Текст форума с Сергеем Безруковым от 18 июня
ДОКЛАД А. Калягина на открытии II Всероссийского форума «Театр: время перемен»

Уважаемые участники Форума!
Дорогие друзья, коллеги!

К Форуму мы подготовили Стенограмму Первого съезда сценических деятелей России, — вы все ее получили. Съезд проходил в 1897 году, то есть тогда, когда Всероссийское театральное общество только начинало свою работу. Можно страницами цитировать стенограмму, не ссылаясь на источник, и многие решат, что разговор идет о дне сегодняшнем. Это был съезд, подводивший итог кризисному десятилетию в истории русского театра — до открытия Московского Художественного театра оставался всего один год. Как это ни печально, но и сейчас, в год празднования 250-летия создания государственного театра в России, мы вынуждены признать, что отечественный театр находится в трагическом состоянии. 
Театральную общественность почти век назад волновал вопрос: «что же такое, в самом деле, с государственной точки зрения, театр, — коммерческое предприятие или стимул народного развития?». Этот вопрос и сейчас для нас основной — от ответа на него зависит все дальнейшее развитие театра России. Если мы согласимся с сегодняшним положением вещей, при котором театр отнесен к сфере обслуживания, когда его роль сведена до обеспечения досуга населению, то мы должны расстаться с идеей духовной миссии театра в России, и спокойно продолжить свое движение по пути коммерциализации театрального искусства, на который мы уже вступили. Но и мы, театральные деятели, и государственные мужи, должны понимать, что это тупиковый путь. Пока нет государственной политики в области культуры, мы не сдвинемся с мертвой точки. Среди национальных проектов нет проекта о культуре. В последнем послании Президента, ни разу не было упомянуто слово «культура», хотя были высказаны очень важные для страны позиции. Но, хочу напомнить, что специалисты говорили о демографическом кризисе еще десять лет назад, но только теперь, когда возникла критическая ситуация, мы, наконец, занялись этой проблемой. Я очень боюсь, что проблемами культуры, судьбой отечественного театра, по-настоящему власть начнет заниматься тоже спустя годы, а это нам грозит катастрофой. Поэтому я и называю состояние театрального дела в России трагическим. До революции театрами занималась Дирекция императорских театров, в советское время — Министерство культуры, а кто сегодня? Извините, но я вынужден признать, что только Союз театральных деятелей встал на защиту интересов театра. «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — на мой взгляд, цинично обрисовал сегодня положение каждого российского театра один из преуспевающих наших театральных деятелей, то есть, он предлагал каждому театральному коллективу спасаться в одиночку, а кому не удастся — значит, так тому и быть. Но Союз театральных деятелей взял на себя труд вступить в диалог с властью, чтобы отстоять всю театральную Россию и заставил себя услышать.
1.
Что ждет театр завтра и что ждет тех, кто отдает театру свой талант? Или другими словами: какие правила позволят расцветать искусству сцены? Какие условия надо создать артистам, чтобы таланты не зарывали в землю?
Вопрос первый — как жить дальше театру? Последние пять лет для нас были особенно тяжелыми. Государство все больше усиливает экономическое давление на творчество. Казначейская система исполнения бюджета, тендеры и конкурсы, угроза бюджетозамещения ( когда у нас будут отнимать заработанные деньги) душат нас в жестких объятиях. Мы не можем свободно распоряжаться даже собственными доходами. Все это связывает творчество. Художественные откровения не возникают ведь в плановом порядке. Творческая жизнь театров угодила под колеса жестких финансовых правил, а это оказывается губительнее идеологической цензуры.
Набрала силу порочная практика, когда законы, мешающие творчеству, проходят с лету, а те, что призваны помочь нам, годами пылятся на полках.
Принят же новый закон о государственном заказе. Сегодня надо объявлять конкурс на постановку спектакля, а без этого нельзя заплатить режиссеру или художнику, которые этот спектакль придумали. Абсурд!
Мне бы хотелось понять, думают ли в Министерстве культуры о судьбе культуры, когда согласовывают такие проекты законов, или у них другие приоритеты.
Да, действительно — спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому мы активно выступили уже в 2003 году, когда Правительство объявило принципы реформ, касающихся и театра. Нас насторожило, что в первом варианте театрам предлагались две крайности: оставаться бюджетным учреждением с гарантированным бюджетным финансированием, но лишившись всяких хозяйственных прав и свобод, или приобрести хозяйственную самостоятельность, но лишиться гарантированного бюджетного финансирования. Ни тот, ни другой путь, безусловно, не были приемлемы для театров.
Сегодня мы можем с удовлетворением сказать, что во многом нашими усилиями вызывавшие наибольшее количество замечаний и нареканий проекты законов (помните, мы еще смеялись, произнося СГМНО, ГМАНО) сняты с обсуждения. Заслон плохому — тоже немалая победа, хотя хотелось бы добиться большего.
Особенную нашу тревогу вызывало то, что реформа готовилась за закрытыми дверями экономических ведомств без учета мнения специалистов, тех, кому в условиях реформы жить и работать. Мы, что называется, на ходу включали в защиту своих интересов институты гражданского общества — выступления в прессе, обращения и открытые письма к власти. Теперь нам помогает и более сильный инструмент — возможности Общественной палаты.
Больше всего сил мы затратили на работу с проектом закона «Об автономных учреждениях». Мы добивались включения формулировок, четко закрепляющих ответственность и обязанность государства. Мы добивались, чтобы учреждения культуры выбирали и согласовывали с учредителем, хотят они или не хотят иметь у себя наблюдательный совет. И что самое главное — имели право выбора правовой формы: оставаться бюджетными или становиться автономными.
Сегодня проект закона об автономных учреждениях рассматривается в Государственной Думе. В проекте есть безусловные достоинства: в нем заложено соединение гарантий бюджетного финансирования и свободы хозяйствования. Автономным учреждениям государственное имущество передается в оперативное управление, а то имущество, которое ими будет приобретаться на собственные средства, будет поступать в их распоряжение. И давление казначейства не будет висеть над автономным учреждением.
По нашему мнению закон об автономных учреждениях — это новый (последовательный!) шаг по раскрепощению театра в новых условиях. И мы - за этот закон однозначно!
Вместе с тем к законопроекту высказывается много замечаний. Проанализировав их, я понял, что за ними стоят не столько проблемы этого конкретного законопроекта, сколько вообще проблемы жизни культуры в нашей стране.
Ну, например. Многие опасаются, что учредитель, создав автономное учреждение, через какое-то время перестанет его финансировать. Эту опасность мы все понимаем. Но давайте честно себе ответим: а сегодня, до введения закона об автономном учреждении, такой проблемы нет?
Мы знаем примеры, когда учредители и сегодня сокращают финансирование бюджетных учреждений, в том числе, театров, ставя их на грань выживания. Но, если нам вместе удастся провести через Думу закон, в котором обязанности учредителя по финансированию созданных им учреждений будут прописаны более жестко — это я только приветствую.
Очень важно также, что обязанности учредителя и его ответственность были четко закреплены не только в законе, но и в сопутствующих постановлениях Правительства. Мы на эту тему ведем постоянные переговоры с Минэкономразвития, и нам кажется, нас слышат, и такие формулы будут найдены.
Второе опасение связано с тем, многие боятся потерять имущество. Но и сегодня учредитель бюджетного, а не автономного учреждения хочет — даст, хочет — отберет, и мы знаем такие примеры.
Для театра же, как я уже говорил, форма автономного учреждения удобна. По сути мы возвращаемся к правилам конца 80-х и начала 90-х годов, когда свобода не только творческой, но и хозяйственной деятельности помогла нам сохранить театры. Однако, хозяйственная свобода налагает особую ответственность на руководителей театра. Руководителю будут даны большие права в формировании трупп, в оплате труда. Нужно будет обдуманно решать, сколько потратить на новые постановки, сколько на зарплату, сколько на обновление оборудования. Стратегия развития театра будет в руках художественных руководителей, продюсеров, менеджеров. Профессия театрального менеджера, продюсера в таких условиях приобретает решающее значение, которого она никогда не имела в советские годы. Вопрос обучения, формирования нового класса театральных лидеров, способных озаботиться не только кошельком, но именно искусством театра и его уровнем, станет самым неотложным вопросом современного театра.
Решать судьбу каждого театра надо исходя из конкретных условий. В проекте закона об автономном учреждении сказано, что в течение первых двух лет организация сама определяет, переходить ей или не переходить в новую организационно-правовую форму.
Особо я хочу сказать то, о чем неоднократно уже говорил и на совещаниях, и публично в печати: категорически необходимо соблюдать пакетный принцип внесения и принятия законов об автономном учреждении и изменений в Бюджетный Кодекс. Недопустимо сначала пытаться лишить нас всех прав, а потом раздумывать — возвращать их или нет.
Я часто обсуждаю с коллегами эти проблемы и замечаю, что и в нашей среде настроение меняется волнами. В первый момент наступления казначейской системы, например, все стали требовать ускорить принятие закона об автономном учреждении. Потом попривыкли, научились работать с казначейством и задумались, а нужны ли нам эти резкие перемены. Теперь, как только стал вырисовываться призрак бюджетозамещения, все опять забеспокоились, стали громко вопрошать — а где же новые законы?
Я не хочу сделать всех горячими сторонниками перемен. Я твердо помню принцип Гиппократа — не навреди. Новые формы нужны для того, чтобы каждый театр с учетом его особых условий имел возможность свободного выбора. Вот почему важно услышать ваше мнение и действовать дальше, опираясь на это мнение. 
2.
Хорошие законы укрепят положение театра. Но силен-то театр талантами! Сегодня складывается ситуация, когда о бедном актере надо не то что «замолвить слово», а закричать о его катастрофическом положении. И это вторая тема нашего Форума.
В материалах о защите творческих работников театров, которые вложены в папки участников, приведена печальная статистика. Я бы хотел ее повторить вслух. Для нормальной работы, свободного выбора репертуара, всем государственным театрам страны надо почти 48000 артистов. Фактическое же количество артистов, работающих в государственных театрах, колеблется около 25000. Таким образом, потребность в артистах при существующих размерах сети обеспечена лишь на половину. Я говорю здесь о России. Из Москвы, может быть, это не всем видно.
В девяностые годы мы пережили процесс, беспрецедентный для истории отечественного театра — отток артистических сил. 
В актеры всегда шли по зову души. Измена актерской профессии была исключением из правил. Сегодня, при увеличившимся количестве учебных заведений, выпускающих актеров, число молодых специалистов, приходящих на работу в театры России, снижается.
Приведу один пример, не называя точного адреса. Присутствующий здесь известный режиссер, художественный руководитель академического провинциального театра, чтобы омолодить свою труппу, набрал курс совместно с театральной академией. Почти все выпускники были приняты в труппу. Через два года только два человека из выпуска остались в театре, остальные ушли в поисках достатка, лучшей жизни. Режиссер набрал новый курс.
Получается, что государство, экономя на актерской зарплате, разбазаривает свое богатство. Я много раз говорил и хочу повторить, на мой взгляд, очевидные истины: уход талантливого артиста из профессии или его творческая деятельность за пределами России — это потеря культурного достояния нации, и неэффективное расходование бюджетных средств.
Достойная оплата труда творческих работников — кардинальная проблема театральной жизни. Но не единственная проблема социальной защиты артистов. Поднимая эти проблемы, мы беспокоимся и о творческих людях, и о театрах, и о зрителе. Когда мне показывают статью в газете областного центра, где написано, что театр открывает сезон, а в его труппе всего 5 актеров и 25 актрис, я понимаю, что полноценный репертуар в этом театре невозможен, и пострадавшая сторона — местный зритель.
Для театров, в частности, важно иметь постоянную возможность искать «своего» актера, так же, как актеру искать «свой» театр. Даже репертуарный театр с постоянной труппой всегда нуждается в обновлении творческого состава. Миграция — природное состояние актерской профессии. 
Для того, чтобы театру обновлять труппу, приглашать нужного исполнителя, необходимо предложить достойный заработок, но этого недостаточно. Должна быть обеспечена бытовая сторона миграции.  Сегодня актер, удивительно соединяя психологию свободного художника и наемного работника, едет в театр служить искусству и служить на службе (простите за тавтологию), поэтому ждет квартиры и других социальных благ, связанных с постоянным местом жительства. Но никогда не сможет театр покупать по квартире каждому, кого пригласил на определенный срок. С другой стороны, театр должен обрастать принадлежащей ему, или находящейся в оперативном управлении, или арендованной на приемлемых условиях недвижимостью, с тем, чтобы иметь удобные гостиницы, квартиры, предоставляемые временно, комфортабельные общежития и т.д. Должна быть обеспечена материальная поддержка тех, кто временно не имеет работы и, может быть, не только в форме государственного пособия по безработице, но и в виде доплат от специальных фондов. Должна быть обеспечена достойная пенсия и система доплат из негосударственных пенсионных фондов.
Это не все, но основные проблемы социальной защиты творческих работников, которыми наш Союз занимается и будет заниматься постоянно. Мы это считаем важной частью нашей уставной деятельности и открыты для помощи и театрам, и представителям всех театральных профессий. 
Хороший пример — возникшая в недрах Союза Гильдия режиссеров России. Сегодня гильдия объединяет около 200 режиссеров, ее усилиями вновь заработали режиссерские лаборатории, разработан типовой договор режиссера — постановщика с театром, готовится Театральная Ассамблея Гильдии режиссеров, устанавливаются контакты с профессиональными объединениями режиссеров зарубежных стран.
Мы готовы помогать в решении корпоративных проблем и артистам, и менеджерам, и художникам СТД. Но мы не хотим превращаться в профсоюз, к чему нас некоторые призывают. Превратиться в профсоюз — значит разбиться на кланы, разойтись по разным ячейкам, так как профсоюз объединяет представителей одной профессии, а мы сильны объединением всех людей театра.
3.
Мы постоянно напоминаем государству об ответственности перед Театром, перед культурой. Но нельзя забывать, что ответственность взаимна. Поэтому стоит оглянуться вокруг с тем чувством, с которым умели посмотреть на страну наши классики. «Я взглянул окрест себя?». Мы любим говорить о наших проблемах, мы ждем помощи от государства, но что наш театр дает взамен? Понимаю, что тема трудная, опасная, что когда просишь денег или помощи, лучше не говорить на такие темы. Но я уверен, что мы должны об этом говорить, именно на таком форуме, в своей профессиональной среде.
В генетической памяти русского зрителя на долгие годы зафиксировано отношение к театру, как к «кафедре, с которой можно много сказать миру добра ?», если даже он не знает, кому принадлежит это высказывание. И даже сегодня, я убежден, люди приходят в театр, чтобы не просто развлечься — они собираются вместе, чтобы понять про себя, про свою жизнь, чтобы, сострадая другим, снять свою боль. Но их ожидания часто бывают обмануты.
Что мы играем, какую духовную пищу предлагаем зрителю в ситуации абсолютной репертуарной свободы, которую обрели двадцать лет тому назад? Где эти плоды свободы, как мы этой свободой воспользовались?
Цифры иногда объясняют ситуацию лучше, чем любые слова. В половине российских театров нет художественных руководителей, а там, где они есть, далеко не все обладают способностью вести дело.
Достаточно взглянуть на сводку репертуара наших драматических театров последних трех лет, увидеть, какие пьесы лидируют, какое количество публики их смотрит, чтобы сильно обеспокоиться состоянием театрального искусства. В течение нескольких лет репертуар страны определяют пьесы «Слишком женатый таксист» и «Номер 13». Их посмотрело рекордное количество зрителей, не идущее ни в какое сравнение с русской или мировой классикой. Понимаю, что люди хотят развлечения, понимаю, что так легче заполнить зал. Но, как точно сказал Товстоногов: «Театр, в котором только весело, — балаган». Тогда, что в таком случае являет собой система государственных театров и чем она отличается от чисто коммерческой антрепризы.
Я хочу процитировать Эфроса: «Между прочим, классики на сцене стало меньше, чем было раньше, а ведь она возвышает душу. Мы перешли на злободневные проблемы, а общечеловеческие оставляем в стороне. Из этого вытекает и определенная эстетика. Как сказал бы Треплев, удобопонятная в домашнем обиходе. Эстетика средств массовой коммуникации. Эта эстетика с телеэкрана перекочевывает в театр и утверждается в нем». Анатолий Васильевич увидел начало этого процесса и предупредил нас. А мы не услышали.
Сегодня наш театр перестает быть «нравственным учреждением» — и это не мое сиюминутное открытие, а констатация процесса, который уже набирает силу. И у нас осталось немного времени, чтобы его остановить, пока зритель еще верит в нас, а он верит в нас больше, чем мы себе сами.
Опасность сегодняшнего дня в том, что, подгоняемые инстинктом выживания, некоторые театры практикуют политику, смысл которой можно определить так: заработать любым способом. Чувство стыда потеряно. Чувство социальной ответственности не выходит в приоритеты.
Да и власть словно сама подталкивает театр к тому, чтобы он стал местом исключительно «увеселений и зрелищ». Но, если мы сами не призовем себя «остановиться, оглянуться», если не вернем себе имидж носителя нравственных ценностей, театр может оказаться в одном ряду с дискотеками, ночными клубами и варьете, и мы действительно рискуем потерять право на государственную поддержку.
Все, о чем я сказал, — это предмет обсуждения на Форуме. Мы просим вас сегодня высказаться по этим проблемам для того, чтобы наше мнение было услышано законодателями, исполнительной властью, и мы нашли и предложили вариант решения коренных проблем театрального дела.







15-05-2006


Текст форума с Сергеем Безруковым от 18 июня, [18-06-2006]
Сожженные письма, Алиса Никольская, «Взгляд», [8-06-2006]
У Безрукова роман с китаянкой, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, [5-06-2006]
«Виражи времени». Готовность тратить себя, Радио России, [3-06-2006]
В «Поцелуе бабочки» Сергей Безруков и летает, и целуется, Родион Чемонин, Агентство Национальных Новостей, [1-06-2006]
Актер Сергей Безруков: «Мы стали стесняться своих эмоций», Артур Соломонов, Известия, [1-06-2006]
Неправильная красавица, Александра Машукова, Искусство кино, № 6 за 2006 год, [06-2006]
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, № 6, [06-2006]
Сережа большой и Сережа маленький, Татьяна Караева, Рублевское шоссе, [06-2006]
ДАРЬЯ КАЛМЫКОВА: ТЕАТР — ЭТО ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ, Екатерина Юнина, ТЕЛЕСРЕДА, [31-05-2006]
On-line форум с Яной Сексте, Яна Сексте, [29-05-2006]
Время добрых дел: звезды в гостях у детей, Donors.ru, [28-05-2006]
Александр Калягин: «Реформаторам мешает собственный народ», Наталия Каминская, «Культура», [25-05-2006]
Звенящая струна театра, VIP-Premier, [25-05-2006]
Вот такой квадратный арбуз, Ольга Галахова, Дом Актера, № 6, [23-05-2006]
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», [22-05-2006]
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», [22-05-2006]
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, [21-05-2006]
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», [19-05-2006]
Заключительное слово А. Калягина к участникам II Всероссийского форума «Театр: время перемен», [16-05-2006]
ДОКЛАД А. Калягина на открытии II Всероссийского форума «Театр: время перемен», [15-05-2006]
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: «ЛЮБЛЮ ХУЛИГАНИТЬ НА СЦЕНЕ», Марина Зельцер, Досуг & развлечения, [11-05-2006]
On-line конференция с Ириной Безруковой, [6-05-2006]
Сергей Безруков: «Я всю жизнь мечтал о Хлестакове», Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, [28-04-2006]
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, [28-04-2006]
НЕМАЯ РОЛЬ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА, Ирина Данилова, СЕМЬ ДНЕЙ, [27-04-2006]
Сергей Безруков: «Я всю жизнь мечтал о Хлестакове», Катерина Антонова, Театрал, № 5, [27-04-2006]
Возвышающий обман, Ксения Ларина, Театрал, № 5, [27-04-2006]
Федор Бондарчук —- Сергей Безруков, Новая неделя, [22-04-2006]
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», [20-04-2006]
Куда ж несешься ты?, Итоги, [17-04-2006]
Денис НИКИФОРОВ. ТАНЦЫ НА РИНГЕ. , Мария Гущина, ТВ ПАРК, [13-04-2006]
Гоголь-allegri, Александр Соколянский, Время новостей, [11-04-2006]
Живее всех живых, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [10-04-2006]
Детские радости, Григорий Заславский, Независимая газета, [10-04-2006]
Безрукова достали помещики, Марина Райкина, Московский комсомолец, [10-04-2006]
Чичиков — подарок для Сергея Безрукова, радио «Маяк», [7-04-2006]
«Похождение» — громкая премьера Табакерки, Нара Ширалиева, ТК «Культура», [7-04-2006]
В МХТ премьера — новая версия «Мертвых душ» Гоголя, Галина Филоненко, Первый канал, [7-04-2006]
Загадка Ивана Павловича, Майя Мамаладзе, Полит. ру, [6-04-2006]
Милые души, Родион Чемонин, Агентство Национальных Новостей, [6-04-2006]
Сергей Безруков узнает в Чичикове себя, Родион Чемонин, Агентство Национальных Новостей, [6-04-2006]
Семнадцать мгновений таланта, Мария Челищева, Московский Комсомолец, [3-04-2006]
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, [3-04-2006]
Ирина Безрукова: игра в кино, Ирина Толчева, Strong Man, № 4, [1-04-2006]
Cергей БЕЗРУКОВ: Молодежь бросилась читать Есенина — это Победа!, Наталья Арт, Духовность. Вера. Возрождение, № 1, [04-2006]
Похождение ловца мертвых душ, Лиана Хусаинова, Страстной бульвар 10, № 8, [04-2006]
«Есенин» по умолчанию, Лиана Хусаинова, Духовность. Вера. Возрождение, № 1, [04-2006]
«Похождение» повесы, Коммерсант Weekend, [31-03-2006]
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, [31-03-2006]
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: «Хотел сыграть гада», Роман Широков, ВАШ ДОСУГ, [30-03-2006]
Премьера. Машина ждет, Светлана Солнцева, ИА «Национальная Информационная группа» (Москва), [30-03-2006]
Сергей Безруков в сыгранных и несыгранных ролях, Мария Боголюбская, Rе:Акция, [30-03-2006]
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, [30-03-2006]
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, [30-03-2006]
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, [28-03-2006]
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [28-03-2006]
Любит/не любит, «Итоги», [27-03-2006]
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», [27-03-2006]
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», [27-03-2006]
Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля…, Елена Ковальская, «Афиша», [27-03-2006]
Глюки музыки, Ирина Алпатова, Газета «Культура», [23-03-2006]
Есть ли жизнь после классики?, Наталия Каминская, «Культура», [23-03-2006]
Средний палец Михаила Угарова, Евгения Шмелева, «Театральные Новые Известия», [23-03-2006]
Без ангажированности, Борис Поюровский, Литературная газета, [22-03-2006]
Конец историйки, Дина Годер, «Эксперт», [20-03-2006]
Сюжет предан анафеме, Григорий Заславский, «Независимая газета», [17-03-2006]
Хороший конец под рельсами, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», [16-03-2006]
Бонни и Клайд: женский вариант, Марина Райкина, "Московский комсомолец", [16-03-2006]
Вдруг без друга, Роман Должанский, «Коммерсант», [16-03-2006]
Ольга Красько запретила Олегу Табакову ругаться матом, Елена Бурцева, АиФ Суперзвёзды, [14-03-2006]
Оff через ять, Марина Давыдова, «Известия», [10-03-2006]
Сюжет из газеты, Григорий Заславский, «Независимая газета», [10-03-2006]
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», [8-03-2006]
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», [3-03-2006]
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», [2-03-2006]
Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ, Анастасия Исаева, ДОМ АКТЕРА, [1-03-2006]
Роман финансиста, Борис Минаев, «Новая газета», [27-02-2006]
Анимационная лепота, Леонид Клейн, Полит. ру, [23-02-2006]
«Князя Владимира» сравнили с президентом Владимиром, Агентство национальных новостей, [22-02-2006]
Премьера анимационного фильма «Князь Владимир», Первый канал, [21-02-2006]
«Поцелуй бабочки»: русско-китайская любовь., Елизавета Бам, Петербургский телезритель, [20-02-2006]
Ответы Сергея Безрукова на вопросы форума от 19.01.2006, [9-02-2006]
За что страдает Красное солнышко, Дмитрий Савосин, Вечерняя Москва, [8-02-2006]
Интуиция, что сродни вдохновению, Радио России, [4-02-2006]
Евгений Миронов: «Сейчас гораздо сложнее, чем в сталинские времена: много мелких бесов», Алла Архангельская, ВАШ ДОСУГ, [2-02-2006]
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, [2-02-2006]
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, [31-01-2006]
От «Доходного места» до «Смешных денег», Марина Квасницкая, Новая газета, [30-01-2006]
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, [30-01-2006]
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [30-01-2006]
Евгений Миронов: «Меня называли молодым Меньшиковым, но я решил искать свои пути», Антон Потоцкий, МК-Бульвар, [30-01-2006]
Маленькие люди на фоне большого века, Константин Щербаков, «Новое время», [29-01-2006]
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, [27-01-2006]
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, [24-01-2006]
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [24-01-2006]
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [21-01-2006]
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, [20-01-2006]
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, [19-01-2006]
Текст форума, прошедшего 19.01.2006 года, [19-01-2006]
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, [19-01-2006]
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, [19-01-2006]
Из света в тьму перелетая, Литературная газета, № 1, [18-01-2006]
Марина Брусникина: Молодые гораздо интереснее «звезд», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [18-01-2006]
Что случилось в зоопарке, Анна Гордеева, «Время новостей», [17-01-2006]
Нас испортил квартирный ответ, Новая газета, [16-01-2006]
Ирина Безрукова: Я не «мужняя жена», Агентство Национальных Новостей, [16-01-2006]
Безруковы в гостях у Кустурицы, Hello!, [16-01-2006]
История одного возвращения, Алена Карась, «Российская газета», [14-01-2006]
Мечты Агафьи Тихоновны, Культура, [12-01-2006]
Кино должно нести надежду, МК-Петербург, [11-01-2006]
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, [1-01-2006]
Виктор Рыжаков: ?Не люблю тотальный режиссёрский театр?, [01-2006]
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, [6-2006]
Премия легкого поведения, Марина Шимадина, Коммерсант, [28-12-2005]
Несколько слов в защиту?, PRO Кино, [27-12-2005]
«Мастер и Маргарита»: они сделали это, Вести недели, [25-12-2005]
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, [24-12-2005]
Уроки «Мастера»: народ не безнадежен, Известия, [23-12-2005]
Взгляд неотрезанной головы, Российская газета, [22-12-2005]
Сергей Безруков: от грешника к праведнику., Аргументы и Факты (Украина), [22-12-2005]
Добрый человек из Ершалаима, Алла Боссарт, Новая газета, [22-12-2005]
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, [22-12-2005]
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [19-12-2005]
ОЛЬГА КРАСЬКО: «Моя стратегия — интуиция», Светлана Полякова, Культура, [15-12-2005]
Рассказ о семи повешенных, Кристина Матвиенко, TIME OUT МОСКВА, [14-12-2005]
10 минут счастья…, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, [12-12-2005]
Легко ли играть гения?, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [4-12-2005]
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, [1-12-2005]
Верю и не верю, Собеседник, [29-11-2005]
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, [29-11-2005]
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, [29-11-2005]
Дарья Калмыкова: «Самая лучшая подружка — это муж», Леонид Гуревич, СЕМЬЯ, [28-11-2005]
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, [28-11-2005]
Фрейд отдыхает, Итоги, [28-11-2005]
Денис Никифоров: «Стараюсь жить не падая!», Софья Денисова, НОВАЯ НЕДЕЛЯ, [26-11-2005]
Есенин навсегда, Алексей Солоницын, Волжская Коммуна, [23-11-2005]
Первые отзывы зрителей о фильме «Город без солнца», [23-11-2005]
Избранные выдержки из международной прессы о фильме «Город без солнца», [23-11-2005]
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, [22-11-2005]
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, [22-11-2005]
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, [22-11-2005]
Фильм слаб, но заслуживает награды, Литературная газета, [22-11-2005]
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [21-11-2005]
Безруков влюбился в китаянку, КП-Петербург, [17-11-2005]
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, [17-11-2005]
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, [17-11-2005]
Младшая Гедда, Глеб Ситковский, Газета, [14-11-2005]
Младшая Гедда, Глеб Ситковский, Газета, [14-11-2005]
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, [14-11-2005]
Я вам не кенарь — я поэт!, Т. Хорошилова, Российская газета, [11-11-2005]
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: ЕСЕНИН НЕ СКАНДАЛИЛ, А ПРОТЕСТОВАЛ, Николай Григорьев, Московский комсомолец, [11-11-2005]
По есенинским местам, Андрей Ванденко, Итоги, [7-11-2005]
?И ПЛЮСЫ, Павел Руднев, Театральные Новые Известия, [1-11-2005]
МИНУСЫ?, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, [1-11-2005]
Евгений Миронов, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, [1-11-2005]
Сергей Безруков: Мечта поэта, Cosmopolitan, [1-11-2005]
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, [11-2005]
Начало показа сериала «Есенин», Первый канал, [31-10-2005]
Семейный Есенин, Time Out, [31-10-2005]
Опасности любви, Джон Фридман, Москоу Таймс, [28-10-2005]
Я МОСКОВСКИЙ ОЗОРНОЙ ГУЛЯКА, Михаил Садчиков, Труд, [27-10-2005]
ВИТАЛИЙ ЕГОРОВ: «Сажаю цветы и пою арии», Светлана Полякова, Культура, [27-10-2005]
Текст форума, прошедшего 22.10.2005, [22-10-2005]
Репортаж о презентации романа «Есенин», Первый канал, [21-10-2005]
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, [20-10-2005]
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, [18-10-2005]
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, [17-10-2005]
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, [17-10-2005]
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, [17-10-2005]
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, [17-10-2005]
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, [17-10-2005]
ВЕСЕЛЫЙ ВЕЧЕР, Григорий Заславский, Независимая газета, [17-10-2005]
Проклятьем заклейменный, Итоги, [17-10-2005]
Пореченков и Хабенский поменяли пол, Алина Чернова, Комсомольская правда, [17-10-2005]
Юбилейный марафон Табакова финишировал на МХАТовской сцене, ИТАР-ТАСС, [16-10-2005]
Интернет-фестиваль «Театральная паутина» в Театральном центре СТД РФ «На Страстном», Елена Ковальская, Афиша, [15-10-2005]
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, [15-10-2005]
Официальный сайт фильма «Есенин», Первый канал, [14-10-2005]
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, [14-10-2005]
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, [14-10-2005]
ДЕНИС СУХАНОВ: КОМЕДИЯ — ДЕЛО ПОТНОЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, [13-10-2005]
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, [12-10-2005]
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [12-10-2005]
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, [12-10-2005]
Чемодан с деньгами в Марьиной роще, Павел Подкладов, News info, [10-10-2005]
В кассу!, Итоги, [10-10-2005]
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, [10-10-2005]
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, [10-10-2005]
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, [10-10-2005]
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, [10-10-2005]
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, [10-10-2005]
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, [10-10-2005]
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, [10-10-2005]
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, [10-10-2005]
Свое именьице, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, [10-10-2005]
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, [8-10-2005]
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсант, [8-10-2005]
Джентльмены и извращенцы, Алексей Филиппов, Московские новости, [7-10-2005]
«Сергей Есенин», Юрий Крохин, Российская газета, [7-10-2005]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru