Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: По ту сторону монитора
Армен Джигарханян: Театр — это чудо, где люди дурачатся, избавляются от проблем, от шлаков и от нервных потрясений

12 марта 1996 года — день рождения театра, возглавляемого народным артистом СССР Арменом ДЖИГАРХАНЯНОМ. Как у художественного руководителя стаж у Армена Борисовича небольшой, но среди театралов этот молодой коллектив снискал репутацию оригинального и ищущего. Особенно радует то, что выдающийся актер продолжает играть на сцене своего театра (в спектаклях «Любовь и кролики» и «Возвращение домой»), а также в театре «Ленком» (в спектакле «Город миллионеров»). Армен Джигарханян — один из крупнейших и любимых публикой актеров России. Подобно скульптурам, как живые запечатлелись в зрительской памяти созданные им на сцене Театра им. Маяковского исключительные по художественной силе образы: Левинсон в «Разгроме» по А. Фадееву (с режиссером М. Захаровым), Стенли Ковальский в "Трамвае «Желание» и Большой Па в «Кошке на раскаленной крыше» Т. Уильямса, Сократ в «Беседах с Сократом» и Нерон в «Театре времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского, Хлудов в «Беге» М. А. Булгакова, Мендель Крик в «Закате» И. Бабеля, адмирал Нельсон в «Виктории?..» Т. Реттигана (все — с режиссером А. Гончаровым) и многие другие. И отсвет этих поразительных, незабываемых творений артиста не мог не освещать беседу. В ноябре прошлого года Театр п/р А. Джигархяняна переехал из скромного помещения возле метро Спортивная в новое просторное здание на 500 мест на Ломоносовском проспекте. И это результат настойчивых усилий художественного руководителя театра.

 — Армен Борисович, как вы и труппа ощущаете себя в новом здании? Ваша личная «архитектурная» фантазия наличествует в интерьерах здания?

 — Фантазия — хорошая вещь. Например, в фойе одного театра (правда, не в Москве) я увидел бассейн с журчащей водичкой. А позже кто-то мне сказал, что туда запустили пираний. Можно обхохотаться. Я отдаю должное юмору этих людей. Как для любого человека, давно работающего в театре, для меня существует один закон: мы стремимся с вами в театр, чтобы увидеть на сцене чудо. А все остальное должно способствовать этому стремлению. Устраивать в фойе шикарную выставку? В моем представлении можно. Но тогда можно сказать и так: вы можете идти на выставку, а можете идти на спектакль. Мне кажется, что это неверно. Не делая из этого никакого шаманства, я присматривался и присматриваюсь, особенно сейчас, к театрам, которые прожили серьезную жизнь, и ни в одном, включая Карнеги-холл (то есть я имею в виду богатые театры), я не видел какого-то особого шика. Допустим, в зале могут быть роскошные люстры и так далее, но все равно главное не это, а наше стремление к сцене. Мы хотим увидеть на сцене это чудо! А здесь, в фойе, надо раздеться, поправить волосы, и все. Приведу такой простой пример: в английских парках, перед тем как на газоне выложить пешеходную дорожку, сначала ждут, когда пойдут люди. То есть во всем должен преобладать принцип целесообразности. Как раз то, что мы и пытались осуществить здесь. Когда шло переоборудование кинотеатра «Прогресс», где мы теперь поселились, и наш директор, и я все время говорили: самое главное — сцена и зрительный зал. Все остальное потерпит. И сейчас, слава богу, мы имеем сцену и зрительный зал. Фойе? Можно лучше. Будем стремиться. Абсолютно не тронут фасад, он остался на уровне кинотеатра, причем типового кинотеатра, не очень презентабельного. Но можно и так! Будем стараться, хотя опять-таки это непросто, начиная с того, что нет денег. Но и на том спасибо правительству Москвы, Юрию Михайловичу Лужкову: они действительно совершили чудо! Я все понимаю, я знаю, что есть голодные, сирые, бедные, им надо помогать, я все это понимаю, нельзя скидывать предлагаемые обстоятельства, но когда мне называют стоимость билета, — а у нас бывает стоимость билета почти как в троллейбусе, то? Мы с вами знаем, что театр — удовольствие дорогое. Это не может быть так, как «давайте мороженое купим». Я работал с выдающимися режиссерами выдающихся театров, всегда присматривался к ним и видел: прежде всего они руководствовались здравым смыслом, логикой искусства. Может быть, я скажу банальные вещи: в театре все равно важны не интерьеры? А вот с чем уходим после спектакля? С каким настроением? Вот что самое важное.

 — У вас есть программа развития театра, труппы, определен ли круг драматургов и режиссеров, есть ли в портфеле намеченные пьесы?

 — Я думаю, что это опасная вещь. Для меня театр — это нечто очень близкое к природе. То есть ты должен почувствовать, что похолодало и животные начинают рыскать в поисках еды, и надо понимать, что в природе назрела вот такая проблема. Я не иронизирую, но сидеть дома и придумывать, что у нас с вами, допустим, будет романтический театр? Честно говоря, я даже не знаю, что это такое. Я знаю: театр — это чудо, где люди дурачатся, где люди избавляются от проблем, от шлаков и от нервных потрясений? Я на всю жизнь запомнил один рассказ моей мамы. К психиатру приходит больной и говорит, что у него нервы в жутком состоянии. Врач выписал лекарства, а потом говорит: «Вы знаете, я вам советую побывать у нас в цирке. Сходите, там выступает удивительный клоун». «Спасибо». «Этот клоун — это я». То есть я хочу сказать, что театр — это зрелище очень живое, там происходят взаимоинтересные события, которые мы не можем прогнозировать. Я, например, до сих пор не могу предвидеть, где публика будет смеяться. Не смеялись в этом месте — и вдруг смеются. К чему я веду? Театр — это очень живой организм. Наверно, искусство тем и отличается от науки, что тут заранее не угадаешь. К нам пришла Ольга Кузина, хорошая актриса, которую мы все любим, пришла и сказала, что есть такая-то пьеса, есть режиссер? Я говорю: «Давай!» А вдруг провалимся? Ну, провалимся так провалимся. А вдруг получится хорошо? Это живое! Это неожиданная история, которая начинается с «вдруг». И, наоборот, когда начинаешь мыслить не тем, что увидел в жизни, а тем, что увидел в театре, тогда появляется большая опасность театральной правды. Потому что мы с вами хорошо знаем: самое интересное — это жизненная правда, она невероятная, и никто не знает, как это возникает. А театральная правда — она прогнозируемая. Режиссер в определенном месте дает музыку, и в зале плачут. Повторяем — опять плачут. Но лучше, когда мы, как любил говорить Немирович-Данченко, открываем «неожиданную правду». Я надеюсь, господь бог поможет нам, если мы не потеряем это ощущение неожиданной правды.

 — Армен Борисович, театр держится на трех китах: драматург, режиссер, актер. Что для вас главное?

 — Я выскажу свое мнение. Когда у нас было открытие театра, я заболел, не пришел, но как раз хотел об этом сказать. Я мечтаю о театре двух основополагающих вершин. Прежде всего это актер. Обратите внимание на наши афиши: все они начинаются с актеров: такие-то, такие-то, такие-то в спектакле таком-то. Это не просто уважение к актеру. Я, кстати, предъявляю к актеру серьезные требования. Если он мне скажет: «Этот текст написал Шекспир, а я не знаю, не понимаю смысла…» Как ты не знаешь? Тогда не говори эти слова! Приди к Шекспиру и скажи: я не знаю, что говорить. Повторяю, для меня самое важное — актер. Вторая очень важная для меня вершина — зритель. Самый обычный зритель, который пошел в кассу, заплатил из своего кармана деньги и пришел смотреть спектакль. Не критика, не богатые и сильные мира сего, не спонсоры… Ответственно говорю об этом. Ответственно. Один наш режиссер мне рассказывал (действие происходило в Нью-Йорке), как он ставил там спектакль. Как-то к нему подошел продюсер и сказал: наиболее яркие мизансцены разверните вот в ту сторону. Почему? Потому что самый злой критик из «Нью-Йорк Таймс» будет сидеть там. Ну, критик один раз посмотрел, один раз написал, ну, три человека не пришли на спектакль, прочитав его рецензию. Я думаю, все равно мы ходим в театр, чтобы вылечиться, у нас возникают проблемы, и мы ходим в театр, как в поликлинику. Или, лучше сказать, как в церковь. Я уверен, что театр — в этом. У меня что-то вот здесь колет. Снять это могут только религия и врачевание. Я не так наивен, но знаю, что когда припрет — пойдешь помолиться. Поэтому театр для меня — чудо. И без него мы не обойдемся. Никогда.

 — А телевидение?

 — Нет. Телевидение — великая вещь, но к искусству имеет очень приблизительное отношение. Информация — вот в чем заключена его мощь.

 — Армен Борисович, как вы думаете, невозможно сейчас возобновить такие спектакли, как"Трамвай «Желание», «Кошка на раскаленной крыше», «Беседы с Сократом»?

 — Можно поставить даже с теми же людьми, но поставить новый спектакль и на другом уровне. С другими проблемами. Мы двадцать семь лет играли"Трамвай «Желание». Там стояла моя фотография из спектакля в роли Стенли Ковальского. Она была отпечатана, когда мы запустили спектакль, а когда мы в последние годы спектакль играли, у меня была совершенно седая голова. А на фотографии — ни одного седого волоса! Сложные вещи происходили в моей жизни. Вчера это слово для меня не имело никакого значения, а сегодня оно стало главным. Поэтому, наверно, были режиссеры, руководители театров, которые больше одного сезона не держали спектакль. «Он пользуется успехом, давайте продолжим?» Нет! Один сезон — и разошлись. Другие спектакли пошли. Возобновление старого — это должна быть другая история, ибо нам с вами интересен не сюжет, потому что, простите за элементарное суждение, мы же знаем, чем кончится «Отелло». Мы все знаем про Ромео и Джульетту, про Гамлета? Все уже известно! Все сюжеты уже кончились! А как говорят умные люди, мы приходим в театр ради новой эмоциональной информации. Мы должны увидеть, как этот Отелло убедит нас, что эту Дездемону надо уничтожить. Я читал «Мастера и Маргариту» Булгакова три, а может, четыре раза. Причем, всерьез. И каждый раз думал: о, да ведь этого я не замечал прежде. То же самое — «Три сестры». Во ВГИКе мы четыре года ставили «Три сестры», по одному акту. И у меня было ощущение, что эту пьесу я знаю наизусть. Сейчас мы начали репетировать, и вдруг я обнаруживаю: я этого не видел, не замечал в пьесе! А потому что во мне, в нас проснулась какая-то сегодняшняя проблема и шандарахнула.

 — Перед вашим театром могла открыться другая перспектива: театр выдающегося актера Армена Джигарханяна. Вы играете пять-шесть главных ролей, и аншлаг обеспечен.

 — Я говорю честно, не думайте, что я циник? Я все сыграл в жизни. Я не могу сказать: ах вот бы мне еще Красную шапочку сыграть! Я такие роли сыграл, что многие позавидуют. Но мало сыграть, надо еще чтобы сошлись все звезды. Я имею в виду на небе. Повторяю, театр — это чудо. Но кроме чуда я узнал много такого, что меня не очень устраивает. В частности, узнал, что такое так называемое коллективное творчество. Не хочу сейчас распространяться, это довольно серьезная тема. Как любит говорить Марк Анатольевич Захаров, я - художественный менеджер. Может быть, здесь примешивается чувство ответственности за молодых. Недаром же говорят: все лучшее отдай детям. Нельзя путать историю свою и внука. В принципе я их не собираю, не учу: «Ребята, вот когда масло кушаете, сначала намажьте его на хлеб?» Да это ерунда! Есть ответственность перед внуками (хотя я иногда с ними ругаюсь, могу даже выставить за дверь) и есть интерес, желание посмотреть, как и что они думают по тому или иному поводу. Я не скрываю: иногда на репетиции вдруг вижу вещи и состояния, начиная от психо-физических и кончая философскими, о которых я не подозревал. Или уже прозевал. Вот это я знал, а вот этого я не знаю.

 — Армен Борисович, в течение десятилетий вы потрясали сердца зрителей. Вы чувствовали себя счастливым человеком? властителем дум?

 — Я не знаю, надо ли это говорить нашему любимому зрителю: в том, что касается моей работы, я - хорошее животное. Вот я это чувствую. Не знаю, даже слова не могу найти, как это определить? Это труднее, чем подвести какие-то понятия вроде «властитель дум». А вот чтобы в зрительном зале кто-то вскрикнул, зарыдал, рассмеялся, чтобы что-то произошло — вот это интересно! Все остальное — это уже слова, которые прибавили теоретики. «Ваша тема в искусстве». На мой взгляд, даже нет такого вопроса! Есть чувства. Есть желания. Есть что-то, что в меня вселила природа, мои мама и папа. Они вложили в меня страсть, и она меня разрывает? Я так думаю. И чем дальше живу, тем больше так думаю. Искусство — как взрыв, человеческий взрыв, взрыв отношений. Все остальное не имеет большого значения. В жизни тебе дают звания, лауреата дают? Ты говоришь: а я народный артист СССР, и так далее. Но если меня спросить: без чего ты бы не прожил? Звания или — на сцену? Конечно, на сцену! Я получал такие письма, я видел лица людей, которые так смотрели на меня! Не так давно я ходил по делам и побывал в кабинете одной большой начальницы, а накануне у меня был спектакль. Мы говорим о том, о сем, о рубероиде, о финансах? И вдруг она произносит: «Вы знаете, мы с вами разговариваем, а я смотрю на вас и не понимаю: вы - кто? Неужели вы тот, кто вчера вечером играл на сцене?» Вот это потрясающе! И самое удивительное, что и я не понимаю этого!

 — Что вам особенно мешает строить театр сегодня?

 — Я уже давно в театре, и много знаю про театр: в нем ровно столько же достоинств, сколько и недостатков. Иногда даже недостатки перевешивают. Вдруг появляются равнодушные. Например, сегодня именно в русском театре, особенно в столичных театрах, появились такие люди без рода без племени, они кочуют из одного театра в другой, из одного спектакля в другой. Они играют безответственно, хотя иногда среди них бывают очень хорошие артисты. Я начинаю этого явления бояться. «А давайте, в прошлом спектакле он играл на полках каких-то, на бревнах каких-то или даже в академическом театре? Давайте его пригласим, а потом он вернется в свой театр играть. Сейчас так многие поступают». Я начинаю этого бояться. «А кто это? А, этот? Он играет вот здесь и еще там играет?» «Ну и что, а чего он сюда пришел?» «Ну, позвали и пришел?» Я играл много лет, и у меня были партнеры, за которых я нес ответственность, как в цирке: твой партнер может поскользнуться, если ты не удержал его. И все, кончилось кино! «А меня заставили! Я эту партнершу вообще видеть не могу». Это очень дурная вещь, и у нас, к сожалению, это есть? Идут стаи каких-то людей, которых ты не знаешь, кто они, на каком языке с ними говорить, идет стая очень страшных людей! Каждый раз в том или ином театре из-за этих непорядочных людей вспыхивают какие-то сексуально-биологические конфликты. Нашел слово: изгои! Это изгои! Это очень тяжкое для меня явление в теперешнем театре, потому что я старый консерватор и я привык нести ответственность за тех, кто мне предан, кому предан я?

 — Армен Борисович, разрешите познакомить вас с одним высказыванием в интернете: «Я всегда обожала Армена Джигарханяна. Актер, который вызывает во мне ощущение настоящего мужчины. И вот до сих пор у нас нет нового молодого Джигарханяна».

 — Я понимаю подтекст этого вопроса. Мне не хочется никого обижать, но? Недавно в машине включаю радио и слушаю песню, поют про какую-то любовь. Я думаю, неужели это лесбиянки? Потом выяснилось, что это мужчины поют, а я подумал: таких мужчин не бывает. Мы с вами не имеем права никого осуждать, ибо существуют разные виды человеческих потребностей. Но когда потребности истинные, природные подменяются суррогатом — я стараюсь очень мягко выразить мысль словами, чтобы никого не обидеть, — я понимаю, что здесь произошла подмена, и очень непорядочная подмена. У любого человека есть интимные проблемы, но нельзя же их демонстрировать: «А вот мы такие!..» Вы такие? Но за меня история человечества стоит! За меня стоит все великое, что создано человечеством! Конечно, подмены были всегда, но в природе главное не подмена. Это так элементарно! Да, каждый человек себя выражает и так далее, но нельзя самовыражаться так оголтело. Я много раз наблюдал неокрепших, заблудившихся людей, вроде по телевизору их показали, вроде всех одобряют, и тех, и этих, и происходит смещение важных вещей. «А вот давайте сюда ковырнем, коли естество чего-то другого хочет?» И тут, в этой вседозволенности, человек теряется. Он теряется как вид, как homo sapiens. Если сказать очень коротко, то речь идет о здоровье нации. Я повторяю: мы с вами не имеем права кого бы то ни было осуждать, но нельзя забывать, что есть понятие нации и есть вопрос ее здоровья и будущего.

 — В одной из газет крупными буквами были напечатаны ваши слова: «Искусство — это половой акт».

 — Это не мои слова, это сказал Сомерсет Моэм.

 — В этом какая-то действительно серьезная мысль? Или было желание слегка завести читателя?

 — Нет, это серьезная мысль, серьезная. Потому что имеется в виду натуральность, естественность творчества, о чем мы и говорили сейчас? А слова эти принадлежат Сомерсету Моэму. Он сказал, что искусство — это половой акт со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами, но в основе все-таки лежит страсть художника, а не то, что теперь принято называть словом «самовыражение». Или «генеральное направление», «программа»… Я боюсь этих выдуманных генеральных направлений, когда мы становимся рабами выдуманной идеи. «Нет, нет, нет, это нельзя! У нас романтический театр!» Шекспир — это романтический театр? Я не знаю. Чехов? Он романтический или какой он? Он - великий! Он как вулкан! Вот в этом смысле и надо понимать слова об искусстве как половом акте. Вулкан какой, хороший или плохой? Не знаю.

 — Армен Борисович, в вашей труппе складывается замечательный ансамбль актрис, все и талантливые и красивые: Елена Ксенофонтова, Ольга Кузина, Татьяна Поппе, Елена Медведева, Анна Башенкова?.

 — А мужчины? У нас и мужской состав очень сильный!

 — И мужская труппа у вас очень интересная, но вопрос в другом: с такими красавицами вам трудно как художественному руководителю? Капризы, амбиции? Это бывает?

 — Мне хорошо с ними. Они не простые. Не как валенки. Они своеобразные, мне с ними интересно. Кто-то сказал: опереться можно на то, что способно сопротивляться. Если же ты положил руку, а он свалился? Это не опора.

Театральная афиша
11-03-2003


По ту сторону монитора, Дневник фестиваля «Золотая маска», [3-04-2004]
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, [3-04-2004]
Капустник о Белоснежке — в меру циничная пародия на детский спектакль, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, [30-03-2004]
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, [30-03-2004]
Борьба с преступностью средствами кино, Еженедельный журнал, [30-03-2004]
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), [29-03-2004]
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, [29-03-2004]
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, [29-03-2004]
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, [29-03-2004]
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, [27-03-2004]
Безруков остался в «городе без солнца», Смена, [26-03-2004]
Про МКС сняли трехмерный фильм, Компьюлента, [26-03-2004]
Князь Владимир против Покемонов, Огонек, [25-03-2004]
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, [24-03-2004]
Сергей Безруков полетит в космос!, KM. ru, [24-03-2004]
Сергей Безруков спасал «Березы», Комсомольская правда, [24-03-2004]
Главная роль Сергея Безрукова, Н. Шехтер, Российская газета, [19-03-2004]
Друбич изменит Янковскому с Безруковым, Комсомольская правда, [18-03-2004]
Второй «Бригады» не будет?, Аргументы и Факты, [17-03-2004]
«Анна Каренина» — новый проект Первого канала, Первый канал, [10-03-2004]
Текст форума с Сергеем Безруковым от 6.03.2004 г., [6-03-2004]
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, [5-03-2004]
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, [4-03-2004]
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, [03-2004]
Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, [28-02-2004]
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, [28-02-2004]
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, [24-02-2004]
Милосердие свалки, Александра Лаврова, «Культура», [19-02-2004]
Фемида нашла Сергея Безрукова, Комсомольская правда, [16-02-2004]
Прозоровы в бункере, Ольга Игнатюк, Культура, [12-02-2004]
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, [12-02-2004]
Когда Безруков играл смерть Пушкина, киношники рыдали, Комсомольская правда, [10-02-2004]
Ленты прошлого делают современный андеграунд очередными дублями (Отрывок), Лариса Малюкова, Новая газета, [9-02-2004]
Легко ли быть мертвым?, Итоги, [9-02-2004]
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, [8-02-2004]
Безумный день, или Женитьба «докторов», Ирина Алпатова, г- та «Культура», [5-02-2004]
Дмитрий Щербина потерял покой и сон,работая спецагентом, Ольга Пескова, ТВ7, [4-02-2004]
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, [2-02-2004]
Сегодня завершается 8-й фестиваль архивных фильмов"Белые Столбы-2004 (Отрывок), www.kinokadr.ru, [30-01-2004]
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, [29-01-2004]
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, [29-01-2004]
Врачи прилетели, МК-бульвар, [29-01-2004]
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, [29-01-2004]
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, [28-01-2004]
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, [27-01-2004]
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, [27-01-2004]
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [27-01-2004]
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, [27-01-2004]
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, [26-01-2004]
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, [26-01-2004]
ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, [23-01-2004]
Студия «Тритэ» «подсела» на Акунина, Независимая газета, [20-01-2004]
Текст форума с Сергеем Безруковым от 19.01.2004 г., [19-01-2004]
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, [17-01-2004]
Победить других, проиграть себе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [14-01-2004]
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, [13-01-2004]
К лесу — задом, к зрителю — передом, Итоги, [11-01-2004]
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, [1-2004]
Возвращение домой, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Tiny Alice, или Крошка Алиса, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Она в отсутствии любви и смерти, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Сердце не камень, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Ревизор, Степан Лесной, Театральная афиша, [2004]
Пороховая бочка, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Безумный день, или Женитьба Фигаро, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, [31-12-2003]
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, [30-12-2003]
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, [30-12-2003]
Безруков сделал план, Анна Ковалева, Известия, [30-12-2003]
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, [26-12-2003]
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, [26-12-2003]
Хоть похоже на Россию — только всё же не Россия, Известия, [26-12-2003]
Вот приедет ангел, ангел нас рассудит, Ирина Алпатова, Культура, [25-12-2003]
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, [25-12-2003]
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, [25-12-2003]
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, [24-12-2003]
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, [24-12-2003]
Tir rйussi pour “Soldatiki” а Moscou, Liberation, [24-12-2003]
Сентиментальный роман, Итоги, [23-12-2003]
«Вальтер» Штирлица, чайник красноармейца Сухова и шляпа товарища Саахова ушли с молотка, Богдан Степовой, Известия, [23-12-2003]
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, [23-12-2003]
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, [22-12-2003]
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, [19-12-2003]
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, [19-12-2003]
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, [19-12-2003]
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [19-12-2003]
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, [18-12-2003]
Политика пола, Ирина Алпатова, Культура, [18-12-2003]
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, [17-12-2003]
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, [17-12-2003]
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, [17-12-2003]
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, [16-12-2003]
«Участок»: Безруков избавился от Саши Белого, dni.ru, [11-12-2003]
Контрабас под дельтапланом, Мария Львова, Вечерний клуб, [11-12-2003]
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, [11-12-2003]
Все равно, Григорий Заславский, Независимая газета, [9-12-2003]
Звездный «Участок», Аргументы и факты, [3-12-2003]
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, [12-2003]
БАЛЛАДА О ДУЭЛИ, Ирина Потылицына, [12-2003]
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, [12-2003]
«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, [12-2003]
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, [12-2003]
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, [28-11-2003]
51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, [28-11-2003]
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, [27-11-2003]
Олег Табаков: «На нас жизнь не кончается», АиФ, [27-11-2003]
«Что поделать, если я похож на Бандераса?», Газета, [27-11-2003]
Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, [26-11-2003]
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, [26-11-2003]
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, [24-11-2003]
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, [21-11-2003]
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, [19-11-2003]
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, [18-11-2003]
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, [14-11-2003]
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, [3-11-2003]
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, [31-10-2003]
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, [29-10-2003]
ДЕСЯТЬ РЕПЛИК В СТАРОМ СПОРЕ, Алексей Филиппов, Известия, [20-10-2003]
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, [17-10-2003]
Белый, но не пушистый, Московский комсомолец, [17-10-2003]
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, [16-10-2003]
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, [16-10-2003]
Форум с Сергеем Безруковым на сайте театра Табакова, [16-10-2003]
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, [15-10-2003]
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, [14-10-2003]
Байки из МХАТа, Итоги, [14-10-2003]
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, [14-10-2003]
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [14-10-2003]
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, [10-10-2003]
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, [8-10-2003]
Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, [8-10-2003]
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, [8-10-2003]
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, [8-10-2003]
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, [8-10-2003]
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, [8-10-2003]
Олег Табаков: «В методах борьбы с мещанством я стал более сдержан», Артур Соломонов, Газета, [8-10-2003]
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, [4-10-2003]
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, [30-09-2003]
Взрослая игра в солдатиков, Ирина Леонидова, Культура, [26-09-2003]
Без римейка, Инна Вишневская, «Литературная газета», [24-09-2003]
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, [22-09-2003]
Исправление Хруста, Мария Львова, Вечерний клуб, [19-09-2003]
Свинские страсти в «Tабакерке», Марина Райкина, Московский комсомолец, [19-09-2003]
Широк ассортимент. Я бы сузил, Наталия Каминская, «Культура», [18-09-2003]
Cкворц-off, Катя Сахарова, Московский Комсомолец, [16-09-2003]
Осветленная чернуха, Александр Соколянский, Время новостей, [16-09-2003]
Равнение на середину, Олег Зинцов, Ведомости, [16-09-2003]
Дедовщина на свиноферме, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [15-09-2003]
По мотивам Достоевского, Марина Давыдова, «Известия», [12-09-2003]
Покупают российское, Григорий Заславский, «Независимая газета», [12-09-2003]
Маяковский побратался с Достоевским, Марина Шимадина, «Коммерсант», [12-09-2003]
Бенефис с моралью, Марина Шимадина, Коммерсант, [12-09-2003]
Вера Карамазова, Полина Богданова, «Новые известия», [10-09-2003]
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, [1-09-2003]
Красавец из Бряхимова, Маргарита Микаэлян, Независимая газета, [14-08-2003]
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, [12-08-2003]
Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, [16-07-2003]
Жестокий романс, или Лошадиная симфония, Елена Ямпольская, «Русский курьер», [12-07-2003]
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [11-07-2003]
НОН-СТОП [Обзор Фестиваля молодой драматургии-2003], Кристина Матвиенко, Экран_и_сцена, [9-07-2003]
ОТДЕЛЯЯ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ [Обзор Фестиваля молодой драматургии-2003], Александр Герасимов, Культура, [3-07-2003]
"Комсомольская правда“ вручила свой Приз зрительских симпатий, Комсомольская правда, [18-06-2003]
Театр — on и жизнь — off, Елена Ямпольская, Русский курьер, [17-06-2003]
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, [17-06-2003]
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, [17-06-2003]
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, [3-06-2003]
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [22-05-2003]
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), [17-05-2003]
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, [3-05-2003]
Аркадия, Афиша, [17-04-2003]
Он остался в детстве [«Облом офф» Михаила Угарова (Центр драматургии и режиссуры) в петербургских показах «Золотой Маски»], Лилия Шитенбург, Смена (СПб), [15-04-2003]
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», [15-04-2003]
Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [11-04-2003]
Романтические тайны Сидли-парка, Алиса Никольская, Аргументы и факты, [9-04-2003]
Игры разума, Александр Соколянский, Ведомости, [4-04-2003]
Олег Табаков наградил управляющего культурными проектами Студии Лебедева, Пресс-служба Студии Артемия Лебедева, [27-03-2003]
В Табакерке появится «Подсобное хозяйство», Ольга Смирнова, Культура, [27-03-2003]
Утраченный рай, Ирина Алпатова, Культура, [27-03-2003]
Табаков тянется к знаниям, Мария Львова, Вечерний клуб, [25-03-2003]
Александр Калягин: Вся прелесть в том, что мы не вечны, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [20-03-2003]
Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, [19-03-2003]
Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, [17-03-2003]
Мокрые формулы, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [17-03-2003]
Загадки крошки Alice, Марина Долганова, За Калужской заставой, [13-03-2003]
Армен Джигарханян: Театр — это чудо, где люди дурачатся, избавляются от проблем, от шлаков и от нервных потрясений, Театральная афиша, [11-03-2003]
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, [11-03-2003]
Рукотворный текст, Ольга Фукс, Ваш досуг, [10-03-2003]
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), [3-03-2003]
Разрешить неразрешимое, Наталья Старосельская, Культура, [27-02-2003]
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, [26-02-2003]
На всё нужно время, Григорий Заславский, Независимая газета, [17-02-2003]
Молюсь за тех и за других, Григорий Заславский, Независимая газета, [17-02-2003]
Булгаковский «Бег» в театре-студии Олега Табакова., Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, [13-02-2003]
Не дожив до второго акта…, Елена Ямпольская, Новые известия, [11-02-2003]
«От четверга до четверга» в театре Табакова, Александр Вислов, Театральная афиша, [02-2003]
«Провинциальные анекдоты» в театре Табакова, Александр Вислов, Театральная афиша, [02-2003]
Она в отсутствии любви и смерти Э. Радзинского, Театральная афиша, [31-01-2003]
Эпопея в подвале, Россiя, [31-01-2003]
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, [28-01-2003]
Интервью Елены Невежиной для радиостанции «Маяк» (программа «Культурный вопрос»), Григорий Заславский, Радио Маяк, [27-01-2003]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru