Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Работает, как ест
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции»

21 — 22 октября состоится V (XIX) съезд Союза театральных деятелей РФ. Одним из главных вопросов съезда будут выборы руководства СТД. Александр КАЛЯГИН руководит союзом 10 лет. По нашим сведениям, большинство региональных отделений СТД высказывается за то, чтобы Александр Александрович продолжил свою деятельность по руководству театральным сообществом. В сегодняшнем интервью А. Калягин рассказывает о нынешней ситуации в театральной России, говорит о своем видении перспектив СТД. По существу, мысли, высказываемые председателем СТД РФ в этом интервью, являются неким конспектом его предвыборной программы. Редакция приглашает всех, кого интересуют проблемы отечественного театрального сообщества, в оставшееся до съезда время принять участие в предвыборной дискуссии. 

 — До съезда осталось меньше месяца. Но пока неизвестны имена тех, кто претендует на пост председателя. Вы сами намерены идти на третий срок?

 — Стали бы вы со мной разговаривать, если бы считали, что я складываю свои полномочия. 

 — У вас есть конкуренты?

 — Надеюсь, что есть. Это естественно, что найдутся желающие возглавить СТД РФ. Я думаю, что быть председателем театрального союза престижно, что сегодня наша организация имеет высокий статус и авторитет в обществе. Поэтому думаю, что претенденты появятся.

 — Еще не появились?

 — Открыто нет. Называются какие-то имена, но пока публично никто не заявил о том, что собирается избираться на пост председателя. Никто не обнародовал своей программы действий. Быть может, она готовится, но я пока с ней не знаком.

 — А у вас есть программа? Вы можете сформулировать, как раньше было принято называть, цели и задачи своего будущего правления?

 — Цель одна, формулируется она просто, как и сто лет назад: «всестороннее содействие театральному делу в России». А задачи формулирует жизнь, и делает это ежечасно. Исходя из этих задач и строится наша программа. Никаких революционных концепций в ней не содержится. Сохраняются два главных направления деятельности — социальная и творческая. Чтобы их развивать, нужен мощный экономический потенциал, поэтому делается все для создания этой экономической базы. Такая простая схема.

 — А содержание?

 — С чего начнем? Давайте с экономики, надо прояснить ситуацию с недвижимостью. Больше всего некоторых товарищей интересует — все ли мы своровали или только частично. Рассказываю. От прежнего руководства мы получили большое наследство — девять здравниц и четыре фабрики. Надо отдать должное Михаилу Александровичу Ульянову и его команде, что во времена, когда в стране все уходило с молотка, им удалось сохранить всю недвижимость союза. Честь и хвала им. Но надо и признать, что наследство мы получили в сильно расстроенном состоянии. В 1996 году, незадолго до съезда, в материалах Экспертизы финансового положения и хозяйственной деятельности СТД РФ, проведенной независимыми экономистами по заказу союза, содержали следующие рекомендации: оставить одну-две здравницы, а прочие — продать. И предыдущая команда, и мы, пришедшие после, реализовывать такую радикальную стратегию не стали. Сегодня мы можем доложить: восемь из девяти здравниц существуют, действуют и очень, очень хорошо действуют.

 — Девятая здравница — это «Руза». Ее продали?

 — Нет. И продавать не собираемся. Но отдыхать там невозможно, хотя бы по причине аварийного риска. Мы понимаем, что «Рузу» поднять в одиночку невозможно, для этого объективно нужны миллионы. Осенью 2003 года здравницу пришлось законсервировать и вынести вопрос о судьбе «Рузы» на секретариат. Мы решили, что союз должен при любых условиях остаться в составе собственников Дома отдыха «Руза», члены СТД должны иметь возможность отдыхать в этой здравнице. И на этих условиях мы искали инвестора. Но вложения в гостиничный бизнес на сотом километре от Москвы пока инвесторов не интересует. Такова ситуация сегодня.

 — А другие здравницы пользуются спросом? Говорят, что в Турции можно отдохнуть и дешевле, и комфортнее?

 — Ни одна здравница не пустует, в «горячие» периоды за путевки даже бьются. Хотя понятно, что в 70 — 80-е годы альтернативы поехать отдыхать в Турцию не было, а сейчас масса всякого рода предложений, и естественно, что мы сталкиваемся с жесточайшей конкуренцией. Но при этом сегодня все здравницы союза работают круглогодично, во что еще 5 лет назад верилось с трудом (вспомним: санаторий «Актер» работал от силы 4 — 5 месяцев в году, и работал соответственно, набирая в мае персонал из числа тех, кто маялся от безработицы).

 — Но вопрос, кто в них отдыхает? Члены СТД РФ сегодня лишились льгот, вряд ли много артистов могут позволить себе дорогой отдых, скажем, в Сочи?

 — Это не совсем так. Ежегодно, принимая бюджет, секретариат утверждает льготные цены на путевки для членов СТД. В последние годы разница между коммерческими и льготными ценами на путевки составляет 40 — 45 процентов в сочинский санаторий «Актер» и в ялтинский Дом творчества, 15 — 25 процентов — в остальные здравницы. Назову цифры. В 2004 году мы предоставили членам союза льгот по путевкам (скидок) на 5,7 миллиона рублей, в 2005-м — 7,3 миллиона рублей, в 2006-м — 9,7 миллиона рублей. И это, не считая премиальных — бесплатных путевок и дотаций региональным организациям, которые предпочитают брать льготы живыми деньгами. В среднем в 2004 году на каждого отдохнувшего члена СТД пришлось за счет дотаций союза по 5605 рублей, в 2005-м — по 6955 рублей, в 2006-м — 8402 рубля. В 2004 году максимальную скидку союз предоставил членам СТД РФ, отдохнувшим в санатории «Актер» (г.Сочи) — 13420 рублей (в расчете на 1 путевку продолжительностью 21 день). В 2005-м каждый отдохнувший в Сочи получил скидку на 14721 рубль, а в 2006-м — 16 296 рублей.

Я думаю, что 16 тысяч рублей — это немаленькая сумма. И я уверен, что и дальше мы будем увеличивать размеры скидок.

 — Мы говорим о программе на следующие пять лет. Есть ли перспективный план развития здравниц?

 — Сегодня мы находимся на стадии рабочего проектирования многофункциональных комплексов «Актер» в Сочи и Ялте, предусматривающих не столько увеличение количества номеров нормальной площади, сколько создание принципиально новых санаторно-курортных объектов XXI века.

«Щелыково» и «Плес» за счет внутренних инвестиций стали полноценными пансионатами с лечением. В «Щелыкове» оборудована водолечебница, полностью реконструирована кухня, построены новые склады, морозильные камеры, в планах на 2006 — 2007 годы — строительство плавательного бассейна. Есть все основания рассмотреть вопрос о развитии «Щелыкова» в полноценный санаторий. 

В то же время мы считаем необходимым в программу развития здравниц внести и новый проект. Создать сеть недорогих баз отдыха СТД в регионах, с тем чтобы дать возможность членам союза отдыхать недалеко от дома, не тратя дополнительного времени и денег на дорогу.

Первым шагом в этом направлении должно стать рассмотрение секретариатом вопроса о строительстве базы отдыха на берегу Каспийского моря для региональных отделений Северного Кавказа. Сегодня зарезервирован земельный участок, имеется договоренность с республиканскими властями о помощи в создании инженерной инфраструктуры, разработана проектная документация. И этот вопрос союз имеет возможность решить за счет своего бюджета.

 — Ну тогда последний скандальный вопрос…

 — Можете не продолжать, я уже знаю, про что пойдет речь. Говорят, что мы хотим продать Дом ветеранов сцены им. М. Г. Савиной в Петербурге, а ветеранов выселить. Отвечаю. Петербургский Дом ветеранов сцены возник в 1896 году по велению самого государя императора. Нуждающимся артистам была пожалована земля вместе со строениями, позже при деятельном участии Марии Гавриловны Савиной был выстроен двухэтажный каменный дом. И дальше дом достраивался, появлялись какие-то новые пристройки вплоть до 1967 года. Но после 1967 года серьезного ремонта здесь уже не было. Понятно, что сегодня мы имеем развалившееся здание. Для реконструкции, по экспертным оценкам, необходимо 100 миллионов рублей. Где их взять? У государства? Попробовали, я даже просил помощи у Президента РФ, который дал поручение министру экономического развития и торговли Г. Грефу. Но необходимым условием для получения инвестиции от государства стало преобразование в акционерное общество, поэтому мы от помощи государства отказались. Обратились с просьбой к Валентине Ивановне Матвиенко, она ответила, что источником поступления денежных средств должна стать реализация права на строительство жилого дома на части территории за счет средств частного инвестора, а Дом ветеранов им. М. Г. Савиной после реконструкции должен быть включен в состав городской собственности. Понятно, что мы решили сами найти инвестора и нашли его — это ЗАО «Система — Галс Северо-Запад». Уже заключен инвестиционный договор, по которому мы передаем инвестору часть земельного участка, а за это нам полностью восстанавливают Дом ветеранов сцены. И это будет лучший Дом ветеранов сцены. По этому вопросу работала специальная комиссия, обо всем информирован секретариат. Я уверен, что мы нашли наиболее оптимальный вариант для решения проблемы. Какие у вас еще скандальные вопросы?

 — На посту председателя СТД вы стали рассуждать как государственный человек, а говорят, что раньше все, что было за пределами гримуборной, вас мало волновало…

 — Да, это правда. Признаюсь честно, когда мне Михаил Александрович Ульянов предложил возглавить союз, я был потрясен. «Какой почет, какая честь, — думал я. — Сам Михаил Александрович оказал доверие, в меня поверили коллеги…» Но то, что кресло председателя предполагает огромный, тяжкий труд, про это я тогда не думал. И первое время мне казалось, что союз — это такая налаженная структура, которая работает, как заведенный точный механизм и не нуждается ни в каких переменах. Но все оказалось намного сложнее. Нам досталось время масштабных изменений в обществе, изменений всего устройства жизни в стране, и естественно, что эти изменения коснулись и театра, и нашей организации, представляющей интересы всего театрального мира России. Надо было на ходу учиться мыслить новыми категориями, действовать в новой ситуации, и я учился.

 — Доучились до серьезного общественного деятеля, такую борьбу развернули против реформ, столько шума наделали…

 — Вы напрасно иронизируете по поводу шума. Если бы мы сидели тихо и ждали сложа руки, что нам спустят сверху, то неизвестно, чем бы все это кончилось. Правильно, что мы вызвали в Москву представителей регионов, дали им слово, дали возможность высказать свою позицию. Мы проводили совещания, пресс-конференции, состоялся Второй Всероссийский форум «Театр: время перемен». Сделали все возможное, чтобы привлечь к себе внимание, и привлекли. Я благодарен журналистам, которые выплеснули все наши эмоции на страницы газет, на экраны телевизоров. Это подстегнуло власть, с которой мы общались на всех уровнях. Если бы не наша активность, то вряд ли была бы возможна работа с Министерством экономического развития и торговли, в результате которой были достигнуты некоторые компромиссы. Мы выступали на Парламентских слушаниях, в Государственной думе, встречались с губернаторами, представителями Администрации Президента РФ. И все это не для того, чтобы приостановить реформы вообще, а только те, которые могли принести вред системе российских театров. Ведь главное, что надо было сделать, — добиться для театров свободы выбора. Кто-то хочет остаться на полном государственном обеспечении — ради бога. Кто-то хочет стать частным театром — пожалуйста. Сейчас возник частный театр Сергея Женовача — так это прекрасно, что нашлись люди, которые поддержали его.

 — Но как раз пример Женовача говорит о том, что талант все равно пробьется и без государственной поддержки.

 — И да, и нет. Дай бог, чтобы этот театр имел долгую жизнь. Но у нас в стране пока нет серьезной альтернативы государственной системе поддержки искусства. Пока не принят закон о меценатстве, рассчитывать на долгосрочную благотворительность нельзя.

 — В статье, опубликованной недавно в нашей газете, вы высказались примерно так: даже театр, в котором заглохла художественная жизнь, нельзя закрыть. У вас много оппонентов, которые считают, что театры надо закрывать, — пусть их будет меньше, но таким образом повысится их материальное обеспечение и соответственно художественный уровень.

 — Качество в искусстве не зависит от количества. Появится Моцарт или нет, не зависит от того, сколько в это время людей пишет музыку. Разве можно закрыть церковь по причине того, что в нее ходит мало прихожан? Предлагать закрывать театры могут только сытые люди, уверенные, что им лично ничего не угрожает. Я не считаю их своими личными оппонентами, они в оппозиции ко всему нашему театру. Но я хочу уточнить, цитируя, вы не досказали мою мысль, получилось, что я за то, чтобы плохие театры влачили свое жалкое существование бесконечно. Нет, я сказал другое: есть шанс, что в этот театр придет талантливый лидер и в нем начнется новая жизнь. А если его закрыть, то уже на этом месте театр никогда не возникнет. Поэтому я уверен, что надо сохранить имеющуюся сеть государственных театров.

 — Театральное сообщество дружно, или почти дружно, выступило против реформирования театральной сферы. Сейчас в Государственной думе во втором чтении был принят Закон «Об автономных учреждениях». В том виде, в каком он принят, представляет ли он угрозу театру? Насколько учтены замечания театральных специалистов?

 — Практически все наши предложения приняты. Для театра, выбравшего форму автономного учреждения, сохраняется государственное финансирование. Бремя содержания имущества остается за государством. Объем финансирования учреждения не зависит от его типа. Это означает, что при переходе из бюджетного учреждения в автономное нельзя будет сократить бюджетное финансирование. И что еще важно. Переход в автономное учреждение не рассматривается как реорганизация, поэтому ни ликвидации, ни изъятия имущества быть не может, а мы этого очень опасались. Следующий вопрос, который нас беспокоил, — участие коллектива в принятии решения о своем преобразовании. И это тоже решено стопроцентно. Предложение о создании автономного учреждения готовится исключительно (!) по инициативе или с согласия существующего бюджетного учреждения. В проекте закона сохранены все права автономного учреждения самостоятельно распоряжаться заработанными средствами, открывать счета в коммерческих банках. Не будет необходимости ходить в казначейство, проводить эти бесконечные тендеры, торги, котировки. Это все хорошо, мы за это бились, и мы этого добились. Но, к сожалению, есть «но»…Вы помните, что главной проблемой первого варианта закона был так называемый попечительский совет автономного учреждения в качестве органа управления. И тогда было, и сейчас для нас очевидно, что коллегиальный орган управления неприемлем для театра. Сама идея наблюдательного совета, который должен собираться раз в три месяца, готовить и принимать решения и т.д., абсурдна и очень скоро станет профанацией. Мы совместно с Минэкономикой и разработчиками Законопроекта нашли решение: внести в Основы законодательства о культуре специальный пункт, где записать: «Функции наблюдательного совета в организациях культуры могут передаваться учредителю». Поэтому мы настаивали на пакетном принципе внесения и рассмотрения двух законопроектов: «Об автономных учреждениях» и «О внесении изменений в действующее законодательство» (в том числе в Закон о культуре). Но Дума решила иначе. Поэтому мы ждем, чтобы был решен вопрос с наблюдательным советом. Надеюсь, что Дума просто в ближайшее время рассмотрит проект закона о внесении изменений в действующее законодательство в связи с принятием Закона «Об автономных учреждениях». То есть мы отвоевали все серьезные позиции, кроме одной. Мы будем продолжать работать.

 — Отвоевывать следующие позиции?

 — Я вообще должен сказать, хотим мы или не хотим, но без умения договариваться с властью мы сегодня не двинемся с места. И потому этот аспект деятельности остается одним из важных и в последующие пять лет.

Так получилось, что программу на будущие пять лет я излагаю не в виде манифеста, тезисов или, не знаю, как еще принято это делать, а в беседе, поэтому прошу вас все ее важные пункты выделить жирным шрифтом, чтобы на них обратили внимание, может быть, кто-то захочет высказаться за или против. Вот, например этот пункт: Союз театральных деятелей России будет продолжать биться за внятную, обоснованную государственную политику в области театра. Необходим национальный проект по культуре. Мы будем методично озвучивать одну и ту же мысль в надежде, что ее когда-нибудь услышат — цивилизованное демократическое государство не построить без культуры.

Мы не теряем надежды, что в своем следующем Послании Президент страны в той же доверительной манере, как это было сейчас, скажет сакраментальную фразу: «А теперь поговорим о главном, о культуре». Идеологический кризис в обществе не преодолеть без развития культуры и, в частности, театра. Но развитие театра невозможно без решения проблем социальной защиты театральных работников. Достойная оплата труда творческих работников — кардинальная проблема театральной жизни.

Сегодня по стране у артистов оскорбительно низкие ставки, особенно в небольших городах, там, где нет возможности заработать на стороне — сняться в рекламе или поработать на телевидении. Другая проблема — миграция, непреложное условие актерской профессии, которую тоже необходимо решать.

Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, огромное количество театров нуждается в театральных специалистах, с другой стороны, сейчас, когда институты не занимаются распределением своих выпускников, министерство не проводит кадровой политики и каждый театр, втянутый в рынок, вынужден сокращать свои штаты, возникла реальная угроза безработицы. Поэтому в этом году СТД РФ решил отнестись очень серьезно к проведению ежегодной Театральной биржи, попробовав соединить театры с безработными артистами.

 — Судя по всему, социально-правовые вопросы для деятелей театра — главные. Может быть, правы те, кто считает, что профсоюз сегодня нужнее творческого союза?

 — Да, есть люди, которые так считают. Эту точку зрения недавно высказал Валерий Фокин в интервью «Независимой газете». После его выступления газета провела опрос некоторых деятелей театра по этому вопросу, в их числе оказался и я. Я не против профсоюза, но зачем ради организации профсоюза разрушать творческий союз, у которого и цели шире, и статус выше. Пожалуйста, создавайте профсоюз, мы готовы с ним взаимодействовать. Но мне странно, что Валерий Владимирович, который так много ездит по миру, не понимает, что принесет профсоюз в нашу творческую жизнь. Уважаемый Валерий Владимирович, вы лучше других должны понимать — если профсоюз не станет очередной профанацией, то забудьте о творческих порывах, о семейных отношениях в театре. В 15.00 артисты уходят со сцены, и им глубоко наплевать, что вы не укладываетесь в график выпуска спектакля. Об авиньонской ситуации все помнят, но почему-то есть иллюзии, что у нас профсоюз не будет отстаивать свои права в такой жесткой форме. Очень точно сформулировал, почему надо сохранить творческий союз, Георгий Исаакян, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета. Он рассказал об инциденте в Челябинском театре оперы и балета, участником которого сам оказался. Оркестр решил объявить забастовку, и в день открытия юбилейного сезона театра музыканты отказались играть. Спектакль шел под аккомпанемент концертмейстера. Что в результате они выиграли? Ничего. Суд признал их забастовку незаконной. И Георгий из всей истории сделал очень правильный вывод. Методы пролетарских профсоюзов не подходят для деятелей театра. Можно чего-то добиться, только доказав, что мы - носители уникальных творческих профессий и потому заслуживаем другого к себе отношения. А доказать это можно только с позиции творческого союза, только от его имени.

Сегодня СТД РФ обладает правом поддержать выдвижение того или иного деятеля театра на звание, премию или государственную награду, но не думаю, что таким правом будет обладать профсоюз.

Я уверен, что даже многие социальные программы мы можем реализовывать благодаря своему статусу творческого союза. Возьмем проблему пенсионного обеспечения. Согласитесь, что нет более «кричащей» проблемы, чем обеспечение достойной старости тем, кто отдал жизнь сцене и оказался сегодня в тяжелом положении не по своей вине. Думаю, что никакому профсоюзу не удалось бы учредить Благотворительный фонд «Бенефис», который выплачивает полутора тысячам пенсионеров-москвичей, бывшим работникам театров, ежемесячно дополнительную пенсию уже почти десять лет. Пенсии устанавливаются пожизненно.

По решению Секретариата СТД РФ, в 2002 году в пенсионный резерв направлены были средства (около 30 миллионов рублей) для установления дополнительных пенсий членам СТД, состоящим на учете в региональных отделениях. К сегодняшнему дню таких получателей (кроме Москвы) уже 800 человек: в Санкт-Петербурге — 226, в Татарстане — 54, в Нижнем Новгороде — 30 и т.д. Конечно, проблемы есть. Но решать их нужно. Нами разработана Программа дополнительного пенсионного обеспечения работников театров Российской Федерации, которая предусматривает объединение усилий СТД РФ, Благотворительного фонда «Бенефис» и театров Российской Федерации. 

 — Допустим, статус СТД РФ дает больше возможностей и для диалога с властью, и для продвижения социальных программ, а как напрямую союз оправдывает свое определение «творческий», что он делает для развития искусства театра? В чем заключается творческая помощь? Кому она нужна?

 — Разрабатывая стратегию, в том числе и творческой деятельности, мы определили для себя ее главный принцип — здоровый консерватизм в сочетании с умением современно мыслить и адаптироваться к новым условиям. Как я уже говорил, мы выбираем ориентиры в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами. Ну, например, одна из важнейших составляющих современной театральной жизни страны — это фестивали. И сегодня практически нет в стране фестиваля, который бы проходил без участия СТД РФ. Составлена полная карта всего фестивального движения России. Информацию о концепции каждого российского театрального фестиваля, о его программе, сроках и месте проведения можно узнать на сайте СТД РФ. 

Дальше. Что в наш век ценится превыше всего? Информация. Мы приняли решение на базе Центральной научной библиотеки СТД РФ создать новое подразделение — Информационно-аналитический центр, который будет приглашать экспертов, заказывать социологические исследования, выпускать материалы по всем проблемам театрального дела. В последнее время мы все время говорим о кризисе репертуарного театра, но где исследование, которое бы обобщило опыт последних лет? Его нет. Наши разрозненные знания о том, что сегодня происходит в театральной России, надо систематизировать, и этим займется центр.

 — Говорят, что СТД сегодня проводит меньше лабораторий, семинаров, мастер-классов?

 — Вот это неправда. Кому не лень пусть возьмет на себя труд и посчитает — в буклете, который мы выпускаем к съезду, все они расписаны: кто вел ту или иную лабораторию, где и когда она проходила. Их стало вдвое больше, говорю ответственно. И ведь здорово, что, например, с режиссерами занимались Додин, Васильев, Шапиро… Необходимость в таких уроках мастерства не уменьшается, а только растет. Причем в «ученики» сейчас готовы записаться не только артисты. Уверен, что очень много вопросов накопилось у руководителей театров. Как приноровиться к рынку? Какую организационно-правовую форму выбрать: сохраниться как бюджетное учреждение или уйти в автономное? Это надо решать сейчас и незамедлительно. Поэтому в ближайшее время мы проведем семинар по менеджменту с привлечением и западных специалистов, которые бы рассказали о своем опыте существования театра в условиях рынка.

Мы никогда раньше не проводили семинаров для художников по свету и звукорежиссеров, но сейчас они ой как нужны. На своем опыте знаю — сейчас у нас в театре современное оборудование, но очень мало специалистов, которые умеют им пользоваться. Будем проводить для них семинары с участием фирм-производителей.

 — Чем еще можете похвастаться?

 — Создали под эгидой СТД РФ Гильдию режиссеров России, решение об этом было принято на Всероссийской режиссерской конференции. Помогаем профессиональным театральным изданиям, являемся учредителем журналов «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Балтийские сезоны», «Сцена», «Страстной бульвар, 10», «Сюжеты». Помогаем и тем изданиям, которые не учреждали, — в частности, журналам «Театральная жизнь», «Планета красота». Рассчитываем мы и на развитие нашего нового журнала «Иные берега», который, надеемся, будет востребован не только в странах СНГ и Балтии, но и здесь, в России. 

 — Этот журнал выпускает Центр поддержки русских театров за рубежом?

 — Да, это культурологический журнал, в котором театр подан в контексте русской культуры за рубежом. Что ж, Центр поддержки — тоже повод для гордости. Он возник по инициативе СТД РФ в 2004 году для поддержки и возрождения русского театра в странах СНГ и Балтии. Сегодня в странах ближнего зарубежья существует около 80 активно действующих русскоязычных театров; и все они считают своими главными проблемами оторванность от русской культуры, отсутствие информации и недостаток живого общения. Центр работает под патронатом Президента России, по-моему, успешно. Даже молодежь, которая, казалось бы, не жила в стране, где принцип дружбы народов был один из главных, с огромной благодарностью относится к нашей работе.

 — А как относится к деятельности союза наша российская молодежь? По-прежнему средний возраст членов СТД за 50?

 — Это больной вопрос, хотя к этому съезду наш союз помолодел на пять лет, что приятно. Сейчас в аппарате СТД появились очень симпатичные молодые люди, может быть, они приведут с собой свое поколение. Я хочу объяснить, почему меня волнует проблема молодежи. Сейчас необходимо, чтобы произошла, условно говоря, смена театральной элиты. Нам нужно суметь вовлечь молодых в управление театральной жизнью страны для того, чтобы объединить поколения, восстановить «связь времен». Их понимание перспектив театрального развития объединить с нашим опытом, с нашей верностью традициям. Очень важно услышать друг друга. Для этого сначала надо, чтобы они пришли к нам. В этом смысле очень хорошо, что нам удалось завершить строительство Театрального центра. Собственно говоря, Театральный центр СТД РФ «На Страстном» работает в основном и для молодежи, и с молодежью, и меня мало волнует, что эту площадку, ставшую для них своей, они пока не связывают с СТД РФ. Поддержка молодой режиссуры, новых, складывающихся еще в стенах alma mater команд, предоставление им возможности работать и выпускать спектакли на сцене Театрального центра — одно из важных направлений его работы. Фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей «Твой Шанс», существующий уже несколько лет, продолжает развиваться, перешагнув пределы Москвы и России. Осуществляется проект «Золотая лекция»: это цикл публичных лекций, выступлений и творческих встреч ведущих деятелей театра и культуры, предназначенный для всех. Лекции бесплатные, они доступны и профессионалам, и студентам. К концу сезона 2006/2007 года проведем крупномасштабный проект под названием «Летняя театральная школа». Школа должна собрать молодых людей со всей России, будут проходить мастер-классы по всем театральным профессиям — от гримеров до администраторов и директоров театров.

К 50-летию проходившего в Москве Фестиваля молодежи и студентов есть идея на базе «Твоего Шанса» в 2008 году провести Всемирный театральный фестиваль молодежи и студентов.

 — Неужели своими силами вы сумеете одолеть такую масштабную не только культурную, но и политическую акцию?

 — Как бы парадоксально это ни звучало, но такой фестиваль провести легче, чем, например, собрать вместе на 2 — 3 дня несколько ведущих театральных деятелей, всего человек 5, не больше, чтобы сообща сформулировать программу по развитию театрального дела. Можно назвать ее антикризисной, можно никак не называть, но определить проблемы и продумать пути их решения хотелось бы. Но вот эта идея, я вам скажу, оказалась более утопической, чем провести самый масштабный фестиваль. Мы хотели такую встречу провести еще весной, но один наш мэтр ставит за границей, другой выпускает спектакль в своем театре, третий преподает в Европе и т.д.

Я вам скажу честно, что сегодня самое сложное. Можно провести множество самых разных фестивалей, включая и всемирные, можно выпустить еще несколько международных сборников о театральной жизни России, можно выстроить даже новые дома отдыха. Но очень сложно сегодня восстановить атмосферу прежнего ВТО. Я прочитал книжечку, выпущенную в 1991 году, в которой были представлены итоги опроса членов СТД. Меня тронуло одно высказывание: «ВТО был ближе к человеку, СТД же решает глобальные проблемы…» И как тут быть? Как стать ближе к каждому члену своей организации? Как сделать так, чтобы снова, как и в былые времена, сюда заглядывали, и не только для того, чтобы попросить денег зубы полечить, а чтобы поделиться сокровенным, о том, что мучает в творчестве, в жизни?

 — Если бы не возглавляли союз, много бы сами сюда заглядывали?

 — Не знаю. Наверное, нет. Но уже десять лет я в союзе — это большой срок. Признаюсь, что меня здесь воспитали. Странно, я пришел в союз, будучи художественным руководителем театра, уже имел театр на Арбате, но по-настоящему чувству ответственности я научился здесь. Я понимаю, что вызову смех, в наше время не принято признаваться в таких вещах, тем не менее — в союзе я стал гражданином своей страны, у меня болит душа за все, что здесь происходит. Я верю, что в России будет достойная жизнь, когда культура займет то место, которое она должна занимать, и я буду за это биться. И Общественная палата возникла в моей жизни, потому что я прошел школу Союза театральных деятелей России. 

 — Вы уверены в своей победе?

 — Мне не хочется отвечать на этот вопрос. Если я отвечу — да, то вы сочтете меня самонадеянным, если скажу — нет, то буду выглядеть идиотом, ибо зачем я тогда участвую в выборах. Есть дело, которое я понимаю, как надо делать, поэтому, если меня выберут, буду продолжать эту работу.

«Культура», № 39
Наталия Каминская, 5-10-2006


Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, [11-01-2007]
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, [11-01-2007]
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, [11-01-2007]
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, [11-01-2007]
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [10-01-2007]
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [10-01-2007]
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, [10-01-2007]
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, [10-01-2007]
Худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков: «Дети и внуки наводят на мысли о бессмертии», Елена Ямпольская, Известия, [10-01-2007]
Пятьдесят лет спустя снова на экране, Рostimees, [10-01-2007]
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, [9-01-2007]
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, [9-01-2007]
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), [9-01-2007]
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, [9-01-2007]
Он не ревнив, а она даже очень, Известия, [9-01-2007]
Про это, Итоги, [8-01-2007]
Прославленный режиссер Табаков в Дейвицком театре, SESTKA, [6-01-2007]
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [29-12-2006]
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, [29-12-2006]
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, [28-12-2006]
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [28-12-2006]
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, [28-12-2006]
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, [27-12-2006]
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, [26-12-2006]
Сергей Безруков: «DVD-версия спектакля „Псих“ — подарок для талантов», Родион Чемонин, Агентство Национальных Новостей, [26-12-2006]
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, [25-12-2006]
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, [25-12-2006]
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, [25-12-2006]
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, [22-12-2006]
АЛЛА СИГАЛОВА: «Карьера не главное, главное — личная жизнь», Наталия Каминская, Культура, [22-12-2006]
Русская легенда снова в Праге, KVETY, [21-12-2006]
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, [18-12-2006]
Плодотворные встречи с мастером слова и его друзьями, Tomas Hejzlar, Halo Noviny, [16-12-2006]
А ЧОЙ-ТО ТЫ БЕЗ ФРАКА?, Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, [16-12-2006]
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, [15-12-2006]
Легенда, которая родилась благодаря джинсам, Владимир Гулец, DNES, Культура, [14-12-2006]
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, [11-12-2006]
Безрукова опознали в метро, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [11-12-2006]
Прага встретила «Табакерку» аншлагом, Вести, РТР, [11-12-2006]
«Табакерка» бьет числом и умением, Марина Райкина, Комсомольская правда, [9-12-2006]
Актер Олег Табаков, приехавший в Прагу со своим театром «ТАБАКЕРКА», говорит:, Радмила Грдинова, PRAVO, [8-12-2006]
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, [8-12-2006]
Возможность трагедии в «Июле», Марина Токарева, Московские новости, [8-12-2006]
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, [8-12-2006]
Табаков со своим театром в Праге, Lidove noviny, [7-12-2006]
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Проект ремонта Дома ветеранов сцены разрушен, СТД оказался в глупейшем положении», Наталия Каминская, «Культура», № 48, [7-12-2006]
Гоша Куценко хочет быть не продюсером, а режиссером, Андрей Максимов, Радио «Маяк», [7-12-2006]
Мелодии и ритмы багдадских кварталов, Лада Алексеева, Культура, [7-12-2006]
Анти Антикиллер, Михаил Садчиков, Труд, [6-12-2006]
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, [6-12-2006]
Шоу на колесах, Итоги, [4-12-2006]
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, [4-12-2006]
Личная жизнь королевы, Игорь Шевелев, Российская газета, [2-12-2006]
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, [1-12-2006]
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, [1-12-2006]
Вся правда о Пушкине от Натальи Бондарчук, Вести, РТР, [1-12-2006]
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [1-12-2006]
Без подтекста, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, [1-12-2006]
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, [1-12-2006]
Режиссер «Моей прекрасной няни» Алексей Кирющенко: «Роковое совпадение — наш сериал и жизнь Любови Полищук», Ольга Бакушинская, Ирина Мак, Известия, [1-12-2006]
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, [12-2006]
МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там., Ольга Фукс, Культпоход, [12-2006]
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», [30-11-2006]
Замужем Ира была всего один раз, Геннадий Белостоцкий, Родная газета, [30-11-2006]
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, [30-11-2006]
Дерматиновое счастье, Марина Долгих, Культура, [30-11-2006]
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, [30-11-2006]
Галина Солуянова: «Нужен ли музей Александра Вампилова Иркутску и государству?», Маргарита Согрина, Культура, [30-11-2006]
Рождение трагедии из духа, Марина Давыдова, Известия, [30-11-2006]
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, [29-11-2006]
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, [29-11-2006]
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Михаил Садчиков, Мария Безрук, Леонид Павлючик, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Труд, [29-11-2006]
Два юбилея Миронова, Арина Богдан, Радио «Культура», [29-11-2006]
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, [29-11-2006]
На экране и на сцене он кажется настоящим, живым человеком, Ольга Романцова, Газета.ру (Gzt.Ru), [29-11-2006]
Мой ласковый и нежный маньяк, Влада Гончарова, Независимая газета, [29-11-2006]
Барышня с большой дороги, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [28-11-2006]
On-line форум с Дмитрием Куличковым, [28-11-2006]
Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария», Марина Тимашева, Радио «Свобода», [28-11-2006]
Погода была ужасная, принцесса была прекрасная, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), [28-11-2006]
Год начинается с «Июля», Алена Солнцева, Время новостей, [28-11-2006]
Барышня и маньяк, Итоги, [27-11-2006]
Как я съел медсестру, Роман Должанский, Коммерсант, [27-11-2006]
«Мышеловка» для короля, Ксения Ларина, Театрал, [27-11-2006]
Агриппина Стеклова: «Я не поощряю присутствие моих детей за кулисами театра», Мария Сперанская, МК-Бульвар, [27-11-2006]
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, [26-11-2006]
Возвращение русского кино — «Пушкин. Последняя дуэль», MoscowOut.ru, [24-11-2006]
МИРОНОВ ЗДЕСЬ, МИРОНОВ ТАМ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [24-11-2006]
Театральные зарисовки, Пярнуский экспресс, [24-11-2006]
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [24-11-2006]
Санитарка как еда, Дина Годер, Газета.ру (Gzt.Ru), [24-11-2006]
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Комсомольская правда, [23-11-2006]
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, [23-11-2006]
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Петр Шепотинник, Комсомольская правда, [23-11-2006]
Мы все отдохнем, Юрий Гладильщиков, Известия, [23-11-2006]
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, [22-11-2006]
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, [22-11-2006]
Такое знакомое, забытое нами счастье, Татьяна Семашко, Парламентская газета, [22-11-2006]
Право на въезд, Итоги, [20-11-2006]
Гоша Куценко: «На курортах я не заводил романов, а только связи», Мария Анисимова, Вечерняя Москва, [20-11-2006]
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), [20-11-2006]
«Похождение» в Таллине, Телеканал «Культура», [20-11-2006]
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, [20-11-2006]
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, [19-11-2006]
В Латвии и Эстонии завершается фестиваль «Золотая маска», Первый канал, [19-11-2006]
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, [18-11-2006]
Антипедагогическая поэма, АФИША, [17-11-2006]
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, [17-11-2006]
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, [16-11-2006]
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, [16-11-2006]
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [15-11-2006]
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, [15-11-2006]
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, [15-11-2006]
Вера Глаголева в поисках огнегривого льва, Валентина Львова, Комсомольская правда, [14-11-2006]
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, [14-11-2006]
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, [14-11-2006]
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, [14-11-2006]
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), [14-11-2006]
С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ, К БЕЗРУКОВУ. .., Наталья Корнелюк, Профиль, [13-11-2006]
Чао какао, Елена Сизенко, Итоги, [13-11-2006]
И учителя любить умеют, Ольга Галахова, Независимая газета, [13-11-2006]
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, [13-11-2006]
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», [13-11-2006]
Гоша Куценко стал дикарем, Ольга Тараканова, Трибуна.Ru, [10-11-2006]
Сергей Безруков: «Сейчас в стране с комедиями напряженка», Ольга Бакушинская, Известия, [10-11-2006]
И был день четвертый, «Лидер-клуб. Знак качества» (Оренбург), [9-11-2006]
АНГЛИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК НА РАНДЕВУ, Ирина Шведова, Московская правда, [8-11-2006]
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, [8-11-2006]
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, [7-11-2006]
ВОЕНРУК ПЛЮС МАТЕМАТИЧКА РАВНЯЕТСЯ. .., Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [3-11-2006]
«Карнавальная ночь-2», Ольга Бакушинская, Известия, [1-11-2006]
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), [11-2006]
ГЛАГОЛЕВА НАШЛА ЛЮБОВНИКА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, [31-10-2006]
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, [31-10-2006]
Там, внутри, Анна Гордеева, Время новостей, [30-10-2006]
Классная девчонка, Ольга Бигильдинская, Театрал, [27-10-2006]
Бегство от обмана, Елена Губайдуллина, Театрал, [27-10-2006]
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, [25-10-2006]
О мерах по сохранению и развитию Дома ветеранов сцены имени М. Г. Савиной, СТД РФ, [25-10-2006]
Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной. Историческая справка, СТД РФ, [25-10-2006]
По кайфу, «Итоги», [25-10-2006]
Хочу Шекспира, а не Кирилла Серебренникова по мотивам Шекспира, Виталий Вульф, Собеседник, [24-10-2006]
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, [24-10-2006]
Укол «Морфием», Галина Облезова, «Новое время», [22-10-2006]
Между старшим и новым поколениями — яма. Но не оркестровая., Светлана Полякова, Новая газета, [21-10-2006]
Вступительный доклад А. Калягина на V (XIX) Съезде Союза театральных деятелей России, [21-10-2006]
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, [19-10-2006]
Театр начинается с морфия, Марина Райкина, «Московский комсомолец», [19-10-2006]
Король Лир, Елена Ковальская, Афиша, [18-10-2006]
Шекспир для офисного пользователя, Алексей Филиппов, Русский курьер, [16-10-2006]
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, [16-10-2006]
Про «Морфий» написали оперу, Майя Мамаладзе, Полит. ру, [13-10-2006]
Глюки Верди, Наталия Каминская, «Культура», [12-10-2006]
Партитура экстаза и ломки, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», [11-10-2006]
Новое лицо короля, Ирина Ефремова, Собеседник, [9-10-2006]
Морфий, Вера Павлова, “TimeOut”, [9-10-2006]
Лекарство от тоски, Алена Карась, «Российская газета», [6-10-2006]
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, [5-10-2006]
Режиссерская доза, Роман Должанский, «Комерсант», [5-10-2006]
СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА. Олег Табаков о Дмитрии Журавлеве., Станиславский, [10-2006]
Сергей Безруков: «Даже голуби, которые гадят, не испортят несравненный образ», Ольга Галахова, «Станиславский», № 1, [10-2006]
Безруков выбрал в Воронеже место для памятника, Татьяна Подъяблонская, Комсомольская правда (Воронеж), [30-09-2006]
Плохому танцору коньки мешают, Анжелика Заозерская, Трибуна.Ru, [29-09-2006]
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, [28-09-2006]
Актер Сергей Безруков: «Скандал был нужен, чтобы взорвать общество», Ирина Начарова, Известия (Cанкт-Петербург), [22-09-2006]
Назад, назад! К Островскому!, Александр Вислов, Литературная газета, [20-09-2006]
Артистам «Табакерки» не до сна, 7 дней, [14-09-2006]
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», [14-09-2006]
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, [8-09-2006]
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, [6-09-2006]
Табакова освистали в подвале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [6-09-2006]
Председатель СТД Александр Калягин: «В погоне за зрителем театры начинают ставить жуткую дребедень», Марина Давыдова, «Известия», [6-09-2006]
Ирина БЕЗРУКОВА: «Хорошо выглядеть нужно учиться», Мария Сперанская, Новая неделя, [30-08-2006]
ТАБАКОВ КРЕСТИЛ ДОЧЬ, Павел Константинов, Вечерняя Москва, [30-08-2006]
Табаков и Зудина окрестили дочку, Елена Красникова, Комсомольская правда, [30-08-2006]
Волшебная музыка Моцарта в парадном дворе Эрмитажа, ВГТРК-Санкт-Петербург, [27-07-2006]
Наталья Рогожкина: "Если бы я была мужчиной, то пела бы в группе «Братья Грим», Мария Сперанская, МК-бульвар, [10-07-2006]
Мотылек, летящий на огонь, Сергей Плющеев, Телевидение и Радио (Санкт-Петербург), [4-07-2006]
Антон Сиверс: «Безруков нас мирил», Татьяна Болотовская, Телевидение и Радио (Санкт-Петербург),, [4-07-2006]
СЕРГЕЙ БЕЛЯЕВ: «Не люблю репетировать, люблю играть», Светлана Полякова, Культура, [28-06-2006]
Турандот показала козу, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, [27-06-2006]
КОЗА В ФАТЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [27-06-2006]
Принцесса быстрого реагирования, Роман Должанский, Коммерсант, [27-06-2006]
Очаровательная спонтанность, Григорий Заславский, Независимая газета, [27-06-2006]
Текст форума с Сергеем Безруковым от 18 июня, [18-06-2006]
Сожженные письма, Алиса Никольская, «Взгляд», [8-06-2006]
У Безрукова роман с китаянкой, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, [5-06-2006]
«Виражи времени». Готовность тратить себя, Радио России, [3-06-2006]
В «Поцелуе бабочки» Сергей Безруков и летает, и целуется, Родион Чемонин, Агентство Национальных Новостей, [1-06-2006]
Актер Сергей Безруков: «Мы стали стесняться своих эмоций», Артур Соломонов, Известия, [1-06-2006]
Неправильная красавица, Александра Машукова, Искусство кино, № 6 за 2006 год, [06-2006]
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, № 6, [06-2006]
Сережа большой и Сережа маленький, Татьяна Караева, Рублевское шоссе, [06-2006]
ДАРЬЯ КАЛМЫКОВА: ТЕАТР — ЭТО ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ, Екатерина Юнина, ТЕЛЕСРЕДА, [31-05-2006]
On-line форум с Яной Сексте, Яна Сексте, [29-05-2006]
Время добрых дел: звезды в гостях у детей, Donors.ru, [28-05-2006]
Александр Калягин: «Реформаторам мешает собственный народ», Наталия Каминская, «Культура», [25-05-2006]
Звенящая струна театра, VIP-Premier, [25-05-2006]
Вот такой квадратный арбуз, Ольга Галахова, Дом Актера, № 6, [23-05-2006]
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», [22-05-2006]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru