Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Главная роль

Большой творческий успех — а именно так нужно оценить работу Александра Калягина над образом Ленина в спектакле МХАТа им. М. Горького «Так победим!» — придает новое значение предыдущим работам: резкая светотень разграничивает случайное и значительное в художественной биографии артиста.

Александр Калягин может многое. Может для роли в легкокомедийном телефильме «Здравствуйте, я ваша тетя» найти чаплинский отблеск, может сыграть почти стандартного мелкого мерзавца из прошлого или нынешнего хапугу и тоже запомнится неожиданной деталью, интонацией, ритмом. Но эти роли останутся всего лишь на уровне хорошей профессии. 

Александр Калягин-актер начинается там, где кончается профессия и начинается человек, где внутренний мир его образов требует своего взгляда на жизнь, где через все случайности сюжета, режиссерских решений и операторских ракурсов пробивается современный человек с его сложным комплексом нравственных убеждений, с его жаждой изживать несовершенное и радеть о правде. Он обладает редкой способностью играть не фабулу, а нечто за ней стоящее, не слова, а мысли. Он даже из самых, казалось бы, незначительных сюжетов извлекает актерски серьезное сопряжение правды характера и правды времени.

Он не сразу нашел свою театральную пристань. Теперь Александр Калягин — артист Художественного театра, который дал ему чувство ансамбля, единения в деле, неслучайность репертуара, опору для творческой позиции. Он ушел из Театра драмы и комедии на Таганке и не остался в Театре им. М. Н. Ермоловой, хотя именно там получил возможность сыграть моноспектакль «Записки сумасшедшего», что сделало его известным в профессиональной среде и показало истинную меру его дарования. Герой Гоголя явился и первым героем Калягина-художника. Тут он нашел обостренно тонкое чувство разлада между мечтой и реальностью, идеалом и прозой жизни. Он перевел это ощущение в душевное состояние, начисто лишив умозрительности. Для Поприщина дисгармония мира стала причиной дисгармонии души, историческое и социальное выразилось в единой судьбе жалкого чиновника.

Обычно «чувство конфликта» приписывают только драматургу, ну еще отчасти режиссеру, который должен этот конфликт понять и выразить в возможно полной мере. Александр Калягин убеждает, что это обостренное ощущение дисгармонии в жизни и в душе человека свойственно и артисту. В лучших ролях у него всегда есть своя драматургия, идущая параллельно авторской и режиссерской.

Следователь в фильме азербайджанского режиссера Р. Оджагова «Допрос» искал не улик, но высшей истины. Он сострадал подследственному как жертве злых сил, стоящих за его спиной, его покорность рождала у следователя личную ярость. Долгие паузы и тяжелые глаза давали понять, что следователь внутренне ставит себя на его место и понимает, как страшна мера беззащитности. Следователь пережил драму подследственного, роль вышла за рамки детективного сюжета и превратилась в нравственно убежденную личность, способную понять жизнь другого и сострадать ему.

Роль кинорежиссера в фильме «Раба любви» Н. Михалкова, у которого А. Калягин снялся почти во всех фильмах, невелика и в сюжете второстепенна, почти декоративна. Но из нее Александр Калягин извлек и внутреннюю драму человека, помогая сделать художественно объемным весь строив талантливого фильма.

Лучшие создания Александра Калягина пронизаны светом сострадательного добра. Актер идет на встречу с человеком-героем. Он никогда не торопится судить, а сначала желает понять и готов многое простить человеку. Дух доброго расположения к людям витает и над Поприщиным, пропитывает Платонова из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино», Никона Букеева из картины «Преждевременный человек», которая открыла Александра Калягина для кино. Всех этих героев артист чувствовал в драматических связях с историей, которая не всегда добра к отдельному человеку, а он так нуждается в сострадании, утешении и искреннем понимании запросов его души. Александр Калягин ценит эту нравственную задачу искусства. Там, где это сочувствие не находится, где актер по своей или режиссерской воле побоится его выявить, на роль ляжет тень неудачи, неполного попадания, хотя, казалось бы, роль завидная и глубокая, как, например, роль Тригорина в чеховской «Чайке».

Добрый и понимающий взгляд артиста распространяется и на малодостойных, в сущности, героев вроде Полуорлова из спектакля МХАТа (затем и телефильма) «Старый Новый год» М. Рощина, с прозорливостью таланта предвидевшего опасность вещизма и бездуховности, когда о ней еще не так тревожно писала пресса.

Александр Калягин был занят в программных спектаклях О. Ефремова-«Протокол одного заседания» и «Мы, нижеподписавшиеся». В последнем он сыграл главную роль-роль диспетчера СМУ Лени Шиндина, человека, одержимого идеей защитить хорошего человека ради того, чтобы процветало дело. В производственном сюжете актер разглядел драму граждански честного человека, натолкнувшегося на неожиданное препятствие. Человек отнюдь не слабый, не белоручка и не прекраснодушный мечтатель, он на миг теряет уверенность в себе и в справедливости. Актер заканчивает роль грозной интонацией человека, который не уйдет и будет бороться до конца, что бы там ни было и кто бы ни просил его отступить. Ему отступать некуда. Безжалостно сдирая с Лени наивные маски удачливого малого, ловкого деляги и своего парня, артист обнажил лицо мужающей личности.

Искусство Александра Калягина роднит героев. Его Платонов из «Неоконченной пьесы для механического пианино» выявил скрытые краски его дарования, чеховский материал потребовал неисчерпаемого художественного богатства и личностного отношения: лирики, иронии, сарказма над собой, над близкими, сложнейшие переходы от тихой задумчивости к несдерживаемой грубой злости и, наконец, к почтя поприщинскому отчаянию человека, так трагикомически попытавшегося убежать от самого себя. В характере Платонова воплощена чеховская (а возможно, и всей русской классической литературы) мысль о духовной потребности человека в самоочищении, в покаянном обнажении души, чтобы хотя бы так защитить и сохранить свои невоплощенные идеалы.

«Тартюф» — важное дополнение к актерскому стилю Александра Калягина, пришедшее по боковой, но важной дорожке яркой театральности, смелой актерской импровизации. Комедийный дар актера получил тут серьезную опору в классическом тексте и плотной режиссерской основе (режиссер А. Эфрос). Его Оргон — это фейерверк веселых актерских красок, забавный гротеск, смелая до грани фарса стилистика рисунка, а внутри смешная и чуть-чуть грустная история славного человека, который ошибся в выборе морального лидера, учителя жизни. В этом комедийном характере, может быть. недостает глубины (хотя очевидно, что ее режиссер и не искал), но есть цельность в точное жанровое решение. трагикомедия приобрела здесь оттенок фарса.

Современное богатство артистических средств н несуетная забота о психологической основе роли соединены в искусстве Александра Калягина с острой и ответственной мыслью человека, небезразличного к проблемам времени и бытия человека в нем.

После спектакля «Так победим!» можно увидеть логику формирования художественного стиля Александра Калягина, последовательность в обогащении его творчества реальными жизненными и психологическими наблюдениями.

Он создает образ Ленина, опираясь на весь накопленный им опыт актера психологической школы, на все разнообразие актерских красок, которыми владеет с виртуозной свободой.

Талантливые предшественники определили высокую художественную меру в подходе к воплощению образа Ленина. Александр Калягин предлагает столь же значительный, но иной по историческому принципу подход к характеру. Пьеса М. Шатрова и режиссура О. Ефремова подсказывают артисту путь к воссозданию образа вождя революции в том направлении, как об этом думали К. Маркс и Ф. Энгельс, мечтая увидеть в образах вождей революции суровые рембрандтовские краски во всей их жизненной правде.

Психологическая точность, которая есть в работе артиста, это не точность бытового рисунка, житейского обихода. Ничего из этого рода подробностей в спектакле нет, его психологическая точность имеет другую точку отсчета: это внутренний мир человека, на плечи которого легла неимоверная тяжесть исторической ответственности, и эту ответственность он сознает и ею дорожит. 

Александр Калягин с непривычной обнаженностью темперамента показывает внутренний мир человека, строй его души, в которой гений политика, страсть революционера, смелость тактика слиты в единый и неделимый сплав. Артист играет трибуна, воскрешает особую ленинскую манеру говорить митингово, с необыкновенной концентрацией страсти, адресуясь одновременно к тысячам и к каждому отдельно. Можно сказать, что А. Калягин играет публицистично, если бы эта публицистика не была насквозь пронизана сердечной болью артиста, который глубоко понимает движение ленинской мысли, разделяет его гнев, знает цену мучительных раздумий, тяжесть принятия решения, от которых зависят судьбы революции. 

А. Калягинв образе Ленина стремителен и напряжен до предела. Это ритм духовной и политической жизни вождя, которому нужно успеть оставить партии и народу завещание на будущее. Но близкую потерю предчувствуешь только по тому ритму, в котором живет и действует Ильич. Нужно успеть сказать самое главное, сделать самое существенное, записать сокровенное. Вот откуда это самосжигание, это нечеловеческое напряжение мысли.

Однако не только в этом секрет впечатляющей работы артиста. Он и в том, что впервые, пожалуй, мы видим на сцене высокий пафос ленинской жизни и мысли.

Работа Александра Калягина — собирательная работа. В ней и опыт дальних и ближайших предшественников, и опыт артиста и гражданина, слитый воедино, чтобы сегодня в свете общественного и художественного опыта ввести в наш духовный обиход живой образ Ленина как наше знамя, силу и оружие. 

И это делает его работу принципиальной победой в советской сценической Лениниане, от которой вся истории пойдет новая линия творческого отсчета.


Ю. Рыбаков

Советская культура
4-07-1982


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru