Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Волшебная лампа Ала-Аддина в государственном музыкальном театре п/р В. Назарова
Серебренников век
Известный режиссер размышляет о том, что такое патриотизм истинный и мнимый

В «Российской газете» побывал один из лидеров современного драматического театра, автор нескольких фильмов и единственной пока оперной постановки 37-летний Кирилл Серебренников.

Наша встреча произошла между премьерой его нового спектакля «Антоний и Клеопатра» в театре «Современник», началом фестиваля современного искусства «Территория», одним из организаторов которого он является, и показом его картины «Изображая жертву» в конкурсе нового Римского кинофестиваля. О современном искусстве, политическом театре, социальной миссии искусства и о многом другом с Серебренниковым беседовали журналисты нашей газеты.

Без VIP-зон и face-контроля

Российская газета | Кирилл, скажите, а почему вы не в Риме?

Кирилл Серебренников | Я очень не люблю ездить на фестивали. Хотя все должно быть ровно наоборот — фуршеты, контакты, связи. А я там себя чувствую всегда очень неуютно и потому лечу только на один день, когда будет показ фильма. Наш фильм показывают 20-го, перед самым закрытием. Вот 20-го я туда и полечу. И тут же вернусь.

РГ | На вашем сайте времен Ростова-на-Дону вы рассказывали о страхе одиночества, о страхе полетов. Как много еще страхов вы приобрели с тех пор, как стали признанным московским режиссером?

Серебренников | Как и все люди, я от чего-то избавляюсь, а что-то приобретаю. Сейчас я физически боюсь встречаться с людьми после спектаклей и фильмов. Кто-то идет, пряча глаза, кто-то смотрит воодушевленно. Разгадывать эти знаки мучительно. Лучше этого не видеть. Иначе твой невроз крепнет с каждым новым «нравится — не нравится». Надо стараться всеми силами избегать неврозов, потому что они порабощают. Вот я и решил эту проблему снять. А еще боюсь прочитать про себя хвалебный, но бездарный текст.

РГ | Расскажите о «Территории», что открылась в воскресенье, — о фестивале современного искусства. Когда и как к вам пришла эта идея, по какому принципу вы, группа художественных директоров, объединились и какую «территорию» вы хотели бы продемонстрировать?

Серебренников | Все началось с того, что Евгений Миронов на заседании Президентского совета предложил поддержать молодых театральных деятелей, особенно в провинции, потому что среди них есть настоящие подвижники. Так возникла Акция по поддержке театральных инициатив. Женя позвал меня (мы тогда вместе работали), Романа Должанского, Чулпан Хаматову, я позвал Теодора Курентзиса. Задачей нашей акции было и есть — раздать деньги людям, до которых обычно они никогда не доходят. Мы учредили несколько персональных премий студентам провинциальных театральных училищ — Саратов, Нижний Новгород, Иркутск, Ярославль. Это именные стипендии, которые названы именами выдающихся провинциальных артистов, которых уже нет в живых. Мы поддерживаем несколько театральных инновационных проектов. Поощряем народные коллективы, которые находятся порой там, где кончаются рельсы.

И однажды мы подумали: почему не сделать фестиваль, который бы занимался инновационным, современным искусством? Мы поняли, что для такого искусства нужна специальная территория, некая ниша, которую занимало бы исключительно современное, радикальное, непривычное искусство, которого у нас не так много. Все, что показывается у нас на фестивале, неизвестно нашему зрителю. И вот мы привезли 100 студентов. Это последние курсы ярославского, нижегородского, казанского, саратовского институтов. И весь фестиваль показываем им. 

РГ | Таким образом вы решили проблему публики?

Серебренников | Отчасти. Для нас задача, чтобы на этот фестиваль ходила молодежь. Как человек, работающий в МХТ и «Современнике» — очень дорогих театрах, где билет стоит больших денег и его очень трудно бывает достать, — я знаю, что молодежь редко добирается до моих спектаклей. Поэтому мне очень важно, чтобы мы встретились. В манифесте, который опубликован в буклете, говорится, что на нашей «Территории» нет VIP-зон и face-контроля. Нет этой красной ковровой дорожки, где стоит шлагбаум, из-за которого народ смотрит на своих кумиров. У нас есть внутренняя культурная задача — показать, что театр и кино делаются иногда не теми средствами, к которым мы привыкли. Иногда театр может быть без пьесы, без слов. Приезжает также The Wooster Group — мультимедийный уникальный театр из Нью-Йорка. Еще с середины 70-х годов они начали свои эксперименты — совместили актера и компьютер, сотворив такого технологического кентавра. Это безумно интересно. Дмитрий Крымов делает спектакль на деньги «Территории». Это будет наша премьера. В рамках фестиваля действует школа. Это важно. Будет и мастер-класс итальянской комедии масок, и Олега Кулика. Мы иногда о нем иронично говорим: человек-собака. А между тем это единственный российский художник, который представлен в книге галереи Тейт-модерн, посвященной современному перформансу как феномену мировой культуры. И на обложке — Олег Кулик. Это же гордость, что наш художник является одним из главных представителей мировой тенденции, которая имеет на Западе огромные истоки и очень сильно влияет на театр. Перформанс — это часть театра, это та территория, где современное искусство соединяется с театром.

Как стать китайцами

РГ | Почему вы ушли под землю для открытия?

Серебренников | Мы просто подумали, что это как-то связано с метро, со станциями. С общедоступностью и демократизмом. Потому что «Территория» — это точки пересечения разных линий разных искусств. Собственно, мы и занимаемся этими зонами пересечения. 

РГ | Кирилл, кажется, одна из тем фестиваля — судьба радикального искусства в современном рыночном пространстве, в котором любой радикальный жест теряется.

Серебренников | Я с этим взглядом на современную культурную ситуацию не согласен. Не все то, что продается, перестает быть радикальным искусством. Просто на Западе устроено так, что и радикальное искусство неплохо продается. И что в этом плохого? У любого процесса должна быть своя экономика. Радикальное искусство — не значит маргинальное. Маргиналы — это те, кто за гранью восприятия и желания воспринимать. Но я думаю, что надо говорить не о радикальном — что такое сегодня радикальное? — а о честном искусстве. Это то искусство, которое ищет язык, форму, пытается выразить смысл современной жизни. Имеет ярко выраженную гражданскую позицию. Это всегда попытка выразить «сегодня», попытка говорить со зрителем, читателем, слушателем современным языком. Честно. Говорить иногда о том, о чем не принято или неудобно говорить. Задача искусства — производить новые смыслы.

РГ | Вы вступили в московскую театральную жизнь на рубеже веков, когда был очевидный кризис театра и контакта между публикой и сценой. Вы тогда, кажется, говорили о конфронтации с поколением конца 80-х, которых называли эстетами, строившими башню из слоновой кости.

Серебренников | Во-первых, конфликта не было, потому что выдающееся поколение «творческих мастерских», делавшее в непролазные времена какое-то другое искусство, к тому моменту разметалось. К сожалению, их голоса не были услышаны. Спустя годы люди поймут, что там было много интересного. Когда мы начинали, вообще была пустота, тишина. Молодые актеры, режиссеры, авторы не могли добиться площадки, территории для выражения своих мыслей, чувств, ощущений от времени. И было единственное место — Центр драматургии и режиссуры Казанцева, где столпились все эти люди. Но за два года руководители больших театров смекнули, что это золотая жила. И начали из нее черпать. Думаю, что к сегодняшнему времени она уже изрядно истончилась. Все хорошие артисты уже работают на всех главных площадках страны. Все хорошие авторы написали все хорошие пьесы, и их уже поставили на этих главных площадках. И корпорация под названием «Новая драма», которая пытается всеми силами сказать, что у нее есть еще много в запасе возможностей, на деле не выдает продукт, который бы по-настоящему взволновал, потряс публику. Сейчас нет ничего похожего по воздействию на те тексты, которые в свое время писали Сигарев, Богаев, Мухина, Пресняковы.

РГ | Вы с Гришковцом очень своеобразно, каждый по-своему, появились в Москве, «понаехали». Москву трудно завоевывать?

Серебренников | Мне кажется, Москва в этом отношении благожелательный город, состоящий из людей, которые уже «понаоставались». Которые давно когда-то откуда-то приехали. Здесь нет глухой непроходимости. В Петербурге, в провинциальных городах — есть. А Москва — это мировой мегаполис, он живет по «законам губки» — впитывая все новое. Другое дело, что здесь все очень быстро забывается, и «дежурные гении» с завидной регулярностью меняются каждый сезон. Ведь мы народ молодой, постсоветский. Быстро увлекаемся и также быстро остываем. Здесь была булочная, через неделю бутик, еще через неделю салон машин, а потом игровые автоматы… А вскоре снова вспомнят, что здесь же была булочная 200 лет назад, и вернут булочную… У нас нет традиций и классики — сразу выходит кликушество и мракобесие. Нас все время колбасит, шатает, и это, может быть, прекрасно для искусства. Потому что искусство, в общем-то, плесень: где мокро, там и возникает. Наверное, художники в отличие от нормальных людей никогда не хотят стабильности. Если где-то заварушка, то это только поможет вырастить те самые смыслы, которыми они беременны.

РГ | Что вам помогает «забеременеть» смыслом? Вы ведь очень социально направленное существо, художник, который ловит токи социальной реальности.

Серебренников | Это, видимо, из моего комсомольского прошлого. Я был комсоргом в школе. А на физфаке, где я учился как раз во время перестройки, я комсомол распустил. За это меня не выпускали из страны, у меня были проблемы с серьезными господами в штатском.

РГ | Раньше, чем Марк Захаров сжег партбилет?

Серебренников | По уставу можно было это сделать, мы собрались и сделали. Физфак был самый продвинутый в политическом отношении. Мы абсолютные дети перестройки, свободные, «безбашенные» люди. И я счастлив, что в этом году смог сказать Михаилу Сергеевичу Горбачеву, что без него мы бы все были другими. Я видел, как ему было приятно — видимо, такие слова ему мало кто говорит. Его обычно ругают: у нас считают, что он развалил страну. А я считаю наоборот. Это была эпоха, которая очень серьезно на меня повлияла, и, главное, она вселила бесстрашие. То, что сегодня я не вижу в самых молодых людях: они очень быстро понимают, что можно, что нельзя. Они знают, что если они что-то сделают не так, то не получат высокий гонорар или не продвинутся по службе. Они не попрут против толпы. Они знают, что машина их переедет и раздавит. А вот перестройка создавала чувство, может быть, ложное, что можно все. Это было ощущение эйфории от свободы. Например, у моих родителей этого нет. Они — осторожные люди. Видимо, здравого смысла в них больше. Вот написала про меня в газете одна журналистка донос после премьеры «Антония и Клеопатры», мол, Серебренников борец с режимом, его надо остановить, и у родителей чуть инфаркт не случился.

РГ | Мы как будто живем каждый в своем времени.

Серебренников | Эта журналистка живет, я думаю, в 37-м и уверена, что если она такое напишет, то меня в тюрьму посадят. А я думаю, что могу ставить те спектакли, которые считаю нужными, и говорить в них про то, что считаю важным. Я живу в свободной стране. У нас с нею, видимо, разные страны.

РГ | А вы не боялись бы показать свой мхатовский спектакль «Лес» своим родителям: там ведь явная пародия на Путина.

Серебренников | Глупо отмазываться, но мы не делали никакого Путина. Здесь какой-то очень интересный социальный феномен. Театр оказывается идеальным зеркалом, в котором отражаются зрительские страхи и комплексы. Это проекция зрительского сознания. То же самое у нас в «Антонии и Клеопатре». Выходит Цезарь, говорят: Путин. Где Путин? Почему? Да. Мы говорим про власть. Но власть — это не только публицистика. Власть — это большое метафизическое понятие. Что происходит с людьми, которые попадают в этот маховик? Мне это интересно. И Шекспиру это интересно. И всем это интересно. Это вечная история. Она связана не только с сегодняшним днем.

РГ | А у нас есть политический театр сегодня?

Серебренников | Нет. Мне кажется, что у нас боятся его делать, в отличие от тех же венгров, которые очень резко и открыто говорят о том, что с ними происходит. Я имею в виду спектакль Blackland. А у нас… Противно, если вернется время «фиги в кармане».

РГ | А вам действительно не страшно об этом говорить и ставить?

Серебренников | А что тут такого? Мы говорим о том, как нам жить в собственной стране. Я хочу попытаться помочь себе и людям, с которыми я живу и работаю.

РГ | Но все же свобода слова сжимается как шагреневая кожа. Посмотрите новости Первого канала, НТВ. У них даже сюжеты одинаково построены.

Серебренников | А я не смотрю телевизор. У меня есть Интернет. Там совершенно другая идеология пространства. Она ближе к идеальному, буддийскому пространству, откуда все приходит и куда все уходит. Страна вечного света. Я в том смысле, что кто ищет информацию, чтобы разобраться, что происходит,- тот всегда найдет.

РГ | Cейчас в Интернете идет очень бурное обсуждение беседы Проханова с Чубайсом. Они беседуют о России. Сам факт, что за столом встречаются Проханов, который говорит об империи красной, диктаторской, и Чубайс, который говорит о либеральной империи внутри самой России, о возрождении России, замечателен. Более четкого, ясного, оптимистического текста давно не приходилось читать.

Серебренников | У меня, знаете, есть теория, что мы в чем-то должны превратиться в китайцев. У них если и есть какая-то национальная идея, то это идея — учиться. Они ездили по всем странам, впитывая лучшее. Они везде были первыми учениками: в бизнес-колледжах, в спортивных школах, в теннисных клубах, в балете, в музыке. Трудолюбивые, усидчивые, тихие. Теперь они побеждают всех и завоевывают весь мир. Без громких заявлений. Они не говорят: «Мы великая империя драконов… Мы изобрели порох». Они просто работают. Истина проста — не надо говорить, что мы лучше всех. Надо это доказывать делом. Для этого мы и устроили «Территорию», чтобы сказать: ребята, мы не лучше всех, у нас в театре проблемы. У нас в искусстве проблемы. У нас очень много проблем. Но мы можем их решить. Для этого надо захотеть научиться чему-то новому. В мире столько всего произошло, а мы еще не знаем. Мне кажется, в этом отношении надо запретить всяческую ура-патриотическую фразеологию. Патриотизм заключается в работе, в действии. 

Театр для налогоплательщиков

РГ | Может ли что-то сделать театр, чтобы победить боязнь чужого, ксенофобию, которая стала нашей национальной болезнью?

Серебренников | Этим и должен заниматься театр. Надо грузинские пьесы ставить, например. Мне кажется, в этой ситуации деятели культуры должны говорить. Не молчать боязливо, опасаясь потерять свои театры и свои делянки… Власть тоже может заблуждаться. Мой знакомый композитор вышел на Пушкинскую площадь и пел грузинские песни. Собралась толпа людей, вместе с ним пела. В московских грузинских ресторанах толпы народа. Это протест людей. Когда государства бьются, не должны рушиться связи, в том числе культурные.

Мне кажется, что театр не может дистанцироваться от того, что происходит в обществе. Театр — это то, что происходит здесь и сейчас. Не могут все строить башню из слоновой кости. Или работать только на потребу, для развлечения. 

Более того, мне кажется, театр, который существует на деньги налогоплательщика, должен говорить с ним о его проблемах, о его жизни и нуждах.

РГ | Несколько вопросов от читателей. Алексей Голяков: «Как Кирилл Серебренников оценивает состояние репертуарного театра сегодня в России? Не поступало ли ему каких-либо предложений возглавить репертуарный стационарный театр в ближайшее время? И что наш московский или российский зритель может увидеть из его постановок?»

Серебренников | Крики о гибели репертуарного театра распространяются самим репертуарным театром. Если он умрет, то от себя самого. Исключительно от того, что он сам с собой сделал. Его убивает внутренняя антрепризность, когда демонстрируются артисты из кино и на этом зарабатываются деньги. Мне кажется, театр должен быть скорее местом эксперимента, чем местом зарабатывания бабла любой ценой. В таких культурных странах, как, например, Германия и Франция, дотации даются только тем театрам, где ведется настоящая творческая работа. Энтертеймент и так себя прокормит. У нас вообще нет механизма отношения государства с культурой. Вот эти все пожизненно коронованные худруки вызывают только глубокое сожаление, сострадание и страх. А по поводу «возглавить театр»… Я думаю, что я буду последним человеком, которому предложат возглавить репертуарный театр. Потому что я, видимо, не являюсь в понимании начальников от управления культурой надежным и безопасным. Им ведь нужно, чтобы ничего не менялось.

РГ | Но вы бы хотели?

Серебренников | Я бы хотел.

РГ | А что вам предстоит? Какие проекты?

Серебренников | Выйдет независимый проект под названием «Фигаро», революционная пьеса Бомарше в новом переводе Марии Зониной. И дальше будет «Человек-подушка» Мартина Макдонаха. Эта пьеса, идущая с гигантским успехом на Бродвее, у нас, видимо, вызовет очередной приступ критической падучей. Слишком честная.

РГ | Вы можете себя занять еще чем-то, кроме кино и театра?

Серебренников | Миллион способов. Я в этом году открыл жажду путешествий. Я сел в самолет и из Франции, из Ниццы, перелетел в Улан-Батор, а дальше нас с другом выкинули в пустыню Гоби, и мы неделю кочевали, в юртах жили. И более счастливым я никогда не был. Я понял, что такое пустота, что такое 16 уровней пустоты, и что такое вообще вечность. И какие это счастливые люди, которые там живут. Как это здорово и красиво. Какое это счастье — путешествовать по миру. Как он замечательно устроен. Теперь вот собираюсь совершить путешествие в Гималаи.

Я знаю еще несколько мест, в которые я хочу поехать, которые должен посмотреть. Я хочу еще поставить несколько опер. Хочу снять исторический фильм. Большой. Про протопопа Аввакума.

РГ | У вас уже значительный опыт общения с разными актерскими поколениями. Что прежде всего отличает поколение Аллы Покровской от поколения Чурсина?

Серебренников | Это очень трудно сформулировать. Артисты того, старшего поколения — поколения Таганки и «Современника» — знали, что театр — это больше, чем подмостки. Они были на каком-то очень важном участке социального фронта. Социальной жизни. Они имели гражданскую позицию, они рисковали, они были на территории борьбы. Сейчас молодые артисты поставлены в условия «чего изволите?» Они должны понравиться. Вот это вечное желание понравиться до добра не доведет. Потому что иногда не надо нравиться. Потому что не всегда правда нравится. Не всегда нравятся честность и прямота. Искусство все время за гранью дозволенного и общепринятого. А им во что бы то ни стало надо прославиться, молодым. При этом они теряют желание заниматься собой. Теряют личность. Потому что вся эта суета размывает личность, как вода утес. Но я стараюсь работать с людьми, которые серьезно занимаются профессией, которые, как тот же Юра Чурсин, могут отказаться от выгодных съемок ради интересного театрального проекта. Или молодой артист Ваня Стебунов, который играет Цезаря, или Артур Смольянинов.

РГ | Какого результата вы хотели бы от фестиваля «Территория»?

Серебренников | У меня было потрясение от публики, которая приходит на Авиньонский фестиваль. Это люди, которые способны воспринимать сложнейшие, очень тонкие, очень авторские вещи. Не напиться, а вкусить. Не жрать, а трапезничать. Мне кажется, что, обретя количество, мы очень сильно потеряли в качестве нашей публики. В Авиньоне я посмотрел спектакль выдающегося бельгийского режиссера и хореографа Алана Плателя. Это что-то потрясающее. А мне справедливо говорят: ты думаешь, в Москве на это кто-нибудь придет? А если придут, уйдут через минуту. Но ведь сразу понятно, что это новое, удивительное искусство, что-то открывающее в нас самих, расширяющее наше сознание. Мы все время говорим, что мы культурная страна, но сейчас работаем культурными задворками. Это надо менять.

РГ | Вы реально надеетесь перевоспитать публику?

Серебренников | Это, конечно, трудно. Легче переодеть их в модные шмотки, пересадить в импортные машины, даже на компьютерах можно их научить работать… Но изменить мозги, сознание. .. Для этого годы и годы нужны… Не перевоспитать, но создать какую-то территорию, где это возможно, где можно начать этим заниматься. Если честно, то для меня это исключительно инстинкт самосохранения. 

Российская газета
Алена Карась, 19-10-2006


Волшебная лампа Ала-Аддина в государственном музыкальном театре п/р В. Назарова, Театрал, [16-01-2007]
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, [16-01-2007]
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, [15-01-2007]
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, [15-01-2007]
Финита ля комедия, Итоги, [15-01-2007]
Финита ля комедия, Итоги, [14-01-2007]
Христианская мама, Алексей Белый, Московский Комсомолец, [13-01-2007]
Александр Абдулов отдыхает с двумя женами сразу, Татьяна Хорошилова, Российская газета, [12-01-2007]
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, [12-01-2007]
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, [12-01-2007]
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, [11-01-2007]
ВТОРОЕ СЧАСТЬЕ АЛЕКСАНДРА МОХОВА, Мила Каралова, Московский Комсомолец, [11-01-2007]
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, [11-01-2007]
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, [11-01-2007]
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, [11-01-2007]
Второе счастье Александра Мохова, Мила Каралова, Московский Комсомолец, [11-01-2007]
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, [11-01-2007]
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, [11-01-2007]
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, [11-01-2007]
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, [11-01-2007]
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [10-01-2007]
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [10-01-2007]
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, [10-01-2007]
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, [10-01-2007]
Худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков: «Дети и внуки наводят на мысли о бессмертии», Елена Ямпольская, Известия, [10-01-2007]
Пятьдесят лет спустя снова на экране, Рostimees, [10-01-2007]
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, [9-01-2007]
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, [9-01-2007]
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), [9-01-2007]
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, [9-01-2007]
Он не ревнив, а она даже очень, Известия, [9-01-2007]
Про это, Итоги, [8-01-2007]
Прославленный режиссер Табаков в Дейвицком театре, SESTKA, [6-01-2007]
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [29-12-2006]
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, [29-12-2006]
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, [28-12-2006]
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [28-12-2006]
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, [28-12-2006]
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, [27-12-2006]
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, [26-12-2006]
Сергей Безруков: «DVD-версия спектакля „Псих“ — подарок для талантов», Родион Чемонин, Агентство Национальных Новостей, [26-12-2006]
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, [25-12-2006]
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, [25-12-2006]
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, [25-12-2006]
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, [22-12-2006]
АЛЛА СИГАЛОВА: «Карьера не главное, главное — личная жизнь», Наталия Каминская, Культура, [22-12-2006]
Русская легенда снова в Праге, KVETY, [21-12-2006]
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, [18-12-2006]
Плодотворные встречи с мастером слова и его друзьями, Tomas Hejzlar, Halo Noviny, [16-12-2006]
А ЧОЙ-ТО ТЫ БЕЗ ФРАКА?, Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, [16-12-2006]
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, [15-12-2006]
Легенда, которая родилась благодаря джинсам, Владимир Гулец, DNES, Культура, [14-12-2006]
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, [11-12-2006]
Безрукова опознали в метро, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [11-12-2006]
Прага встретила «Табакерку» аншлагом, Вести, РТР, [11-12-2006]
«Табакерка» бьет числом и умением, Марина Райкина, Комсомольская правда, [9-12-2006]
Актер Олег Табаков, приехавший в Прагу со своим театром «ТАБАКЕРКА», говорит:, Радмила Грдинова, PRAVO, [8-12-2006]
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, [8-12-2006]
Возможность трагедии в «Июле», Марина Токарева, Московские новости, [8-12-2006]
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, [8-12-2006]
Табаков со своим театром в Праге, Lidove noviny, [7-12-2006]
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Проект ремонта Дома ветеранов сцены разрушен, СТД оказался в глупейшем положении», Наталия Каминская, «Культура», № 48, [7-12-2006]
Гоша Куценко хочет быть не продюсером, а режиссером, Андрей Максимов, Радио «Маяк», [7-12-2006]
Мелодии и ритмы багдадских кварталов, Лада Алексеева, Культура, [7-12-2006]
Анти Антикиллер, Михаил Садчиков, Труд, [6-12-2006]
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, [6-12-2006]
Шоу на колесах, Итоги, [4-12-2006]
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, [4-12-2006]
Личная жизнь королевы, Игорь Шевелев, Российская газета, [2-12-2006]
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, [1-12-2006]
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, [1-12-2006]
Вся правда о Пушкине от Натальи Бондарчук, Вести, РТР, [1-12-2006]
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [1-12-2006]
Без подтекста, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, [1-12-2006]
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, [1-12-2006]
Режиссер «Моей прекрасной няни» Алексей Кирющенко: «Роковое совпадение — наш сериал и жизнь Любови Полищук», Ольга Бакушинская, Ирина Мак, Известия, [1-12-2006]
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, [12-2006]
МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там., Ольга Фукс, Культпоход, [12-2006]
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», [30-11-2006]
Замужем Ира была всего один раз, Геннадий Белостоцкий, Родная газета, [30-11-2006]
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, [30-11-2006]
Дерматиновое счастье, Марина Долгих, Культура, [30-11-2006]
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, [30-11-2006]
Галина Солуянова: «Нужен ли музей Александра Вампилова Иркутску и государству?», Маргарита Согрина, Культура, [30-11-2006]
Рождение трагедии из духа, Марина Давыдова, Известия, [30-11-2006]
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, [29-11-2006]
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, [29-11-2006]
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Михаил Садчиков, Мария Безрук, Леонид Павлючик, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Труд, [29-11-2006]
Два юбилея Миронова, Арина Богдан, Радио «Культура», [29-11-2006]
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, [29-11-2006]
На экране и на сцене он кажется настоящим, живым человеком, Ольга Романцова, Газета.ру (Gzt.Ru), [29-11-2006]
Мой ласковый и нежный маньяк, Влада Гончарова, Независимая газета, [29-11-2006]
Барышня с большой дороги, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [28-11-2006]
On-line форум с Дмитрием Куличковым, [28-11-2006]
Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария», Марина Тимашева, Радио «Свобода», [28-11-2006]
Погода была ужасная, принцесса была прекрасная, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), [28-11-2006]
Год начинается с «Июля», Алена Солнцева, Время новостей, [28-11-2006]
Барышня и маньяк, Итоги, [27-11-2006]
Как я съел медсестру, Роман Должанский, Коммерсант, [27-11-2006]
«Мышеловка» для короля, Ксения Ларина, Театрал, [27-11-2006]
Агриппина Стеклова: «Я не поощряю присутствие моих детей за кулисами театра», Мария Сперанская, МК-Бульвар, [27-11-2006]
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, [26-11-2006]
Возвращение русского кино — «Пушкин. Последняя дуэль», MoscowOut.ru, [24-11-2006]
МИРОНОВ ЗДЕСЬ, МИРОНОВ ТАМ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [24-11-2006]
Театральные зарисовки, Пярнуский экспресс, [24-11-2006]
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [24-11-2006]
Санитарка как еда, Дина Годер, Газета.ру (Gzt.Ru), [24-11-2006]
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Комсомольская правда, [23-11-2006]
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, [23-11-2006]
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Петр Шепотинник, Комсомольская правда, [23-11-2006]
Мы все отдохнем, Юрий Гладильщиков, Известия, [23-11-2006]
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, [22-11-2006]
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, [22-11-2006]
Такое знакомое, забытое нами счастье, Татьяна Семашко, Парламентская газета, [22-11-2006]
Право на въезд, Итоги, [20-11-2006]
Гоша Куценко: «На курортах я не заводил романов, а только связи», Мария Анисимова, Вечерняя Москва, [20-11-2006]
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), [20-11-2006]
«Похождение» в Таллине, Телеканал «Культура», [20-11-2006]
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, [20-11-2006]
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, [19-11-2006]
В Латвии и Эстонии завершается фестиваль «Золотая маска», Первый канал, [19-11-2006]
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, [18-11-2006]
Антипедагогическая поэма, АФИША, [17-11-2006]
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, [17-11-2006]
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, [16-11-2006]
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, [16-11-2006]
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [15-11-2006]
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, [15-11-2006]
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, [15-11-2006]
Вера Глаголева в поисках огнегривого льва, Валентина Львова, Комсомольская правда, [14-11-2006]
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, [14-11-2006]
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, [14-11-2006]
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, [14-11-2006]
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), [14-11-2006]
С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ, К БЕЗРУКОВУ. .., Наталья Корнелюк, Профиль, [13-11-2006]
Чао какао, Елена Сизенко, Итоги, [13-11-2006]
И учителя любить умеют, Ольга Галахова, Независимая газета, [13-11-2006]
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, [13-11-2006]
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», [13-11-2006]
Гоша Куценко стал дикарем, Ольга Тараканова, Трибуна.Ru, [10-11-2006]
Сергей Безруков: «Сейчас в стране с комедиями напряженка», Ольга Бакушинская, Известия, [10-11-2006]
И был день четвертый, «Лидер-клуб. Знак качества» (Оренбург), [9-11-2006]
АНГЛИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК НА РАНДЕВУ, Ирина Шведова, Московская правда, [8-11-2006]
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, [8-11-2006]
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, [7-11-2006]
ВОЕНРУК ПЛЮС МАТЕМАТИЧКА РАВНЯЕТСЯ. .., Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [3-11-2006]
«Карнавальная ночь-2», Ольга Бакушинская, Известия, [1-11-2006]
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), [11-2006]
ГЛАГОЛЕВА НАШЛА ЛЮБОВНИКА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, [31-10-2006]
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, [31-10-2006]
Там, внутри, Анна Гордеева, Время новостей, [30-10-2006]
Классная девчонка, Ольга Бигильдинская, Театрал, [27-10-2006]
Бегство от обмана, Елена Губайдуллина, Театрал, [27-10-2006]
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, [25-10-2006]
О мерах по сохранению и развитию Дома ветеранов сцены имени М. Г. Савиной, СТД РФ, [25-10-2006]
Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной. Историческая справка, СТД РФ, [25-10-2006]
По кайфу, «Итоги», [25-10-2006]
Хочу Шекспира, а не Кирилла Серебренникова по мотивам Шекспира, Виталий Вульф, Собеседник, [24-10-2006]
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, [24-10-2006]
Укол «Морфием», Галина Облезова, «Новое время», [22-10-2006]
Между старшим и новым поколениями — яма. Но не оркестровая., Светлана Полякова, Новая газета, [21-10-2006]
Вступительный доклад А. Калягина на V (XIX) Съезде Союза театральных деятелей России, [21-10-2006]
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, [19-10-2006]
Театр начинается с морфия, Марина Райкина, «Московский комсомолец», [19-10-2006]
Король Лир, Елена Ковальская, Афиша, [18-10-2006]
Шекспир для офисного пользователя, Алексей Филиппов, Русский курьер, [16-10-2006]
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, [16-10-2006]
Про «Морфий» написали оперу, Майя Мамаладзе, Полит. ру, [13-10-2006]
Глюки Верди, Наталия Каминская, «Культура», [12-10-2006]
Партитура экстаза и ломки, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», [11-10-2006]
Новое лицо короля, Ирина Ефремова, Собеседник, [9-10-2006]
Морфий, Вера Павлова, “TimeOut”, [9-10-2006]
Лекарство от тоски, Алена Карась, «Российская газета», [6-10-2006]
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, [5-10-2006]
Режиссерская доза, Роман Должанский, «Комерсант», [5-10-2006]
СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА. Олег Табаков о Дмитрии Журавлеве., Станиславский, [10-2006]
Сергей Безруков: «Даже голуби, которые гадят, не испортят несравненный образ», Ольга Галахова, «Станиславский», № 1, [10-2006]
Безруков выбрал в Воронеже место для памятника, Татьяна Подъяблонская, Комсомольская правда (Воронеж), [30-09-2006]
Плохому танцору коньки мешают, Анжелика Заозерская, Трибуна.Ru, [29-09-2006]
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, [28-09-2006]
Актер Сергей Безруков: «Скандал был нужен, чтобы взорвать общество», Ирина Начарова, Известия (Cанкт-Петербург), [22-09-2006]
Назад, назад! К Островскому!, Александр Вислов, Литературная газета, [20-09-2006]
Артистам «Табакерки» не до сна, 7 дней, [14-09-2006]
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», [14-09-2006]
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, [8-09-2006]
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, [6-09-2006]
Табакова освистали в подвале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [6-09-2006]
Председатель СТД Александр Калягин: «В погоне за зрителем театры начинают ставить жуткую дребедень», Марина Давыдова, «Известия», [6-09-2006]
Ирина БЕЗРУКОВА: «Хорошо выглядеть нужно учиться», Мария Сперанская, Новая неделя, [30-08-2006]
ТАБАКОВ КРЕСТИЛ ДОЧЬ, Павел Константинов, Вечерняя Москва, [30-08-2006]
Табаков и Зудина окрестили дочку, Елена Красникова, Комсомольская правда, [30-08-2006]
Волшебная музыка Моцарта в парадном дворе Эрмитажа, ВГТРК-Санкт-Петербург, [27-07-2006]
Наталья Рогожкина: "Если бы я была мужчиной, то пела бы в группе «Братья Грим», Мария Сперанская, МК-бульвар, [10-07-2006]
Мотылек, летящий на огонь, Сергей Плющеев, Телевидение и Радио (Санкт-Петербург), [4-07-2006]
Антон Сиверс: «Безруков нас мирил», Татьяна Болотовская, Телевидение и Радио (Санкт-Петербург),, [4-07-2006]
СЕРГЕЙ БЕЛЯЕВ: «Не люблю репетировать, люблю играть», Светлана Полякова, Культура, [28-06-2006]
Турандот показала козу, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, [27-06-2006]
КОЗА В ФАТЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [27-06-2006]
Принцесса быстрого реагирования, Роман Должанский, Коммерсант, [27-06-2006]
Очаровательная спонтанность, Григорий Заславский, Независимая газета, [27-06-2006]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru