Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
О некоторых загадках…
Молодые актеры театра “Et cetera”

Здание “Et cetera” на Арбате уже сумело стать особым местом на карте театральной Москвы. Но, кажется, сердце этого театра навсегда отдано Франции, Парижу.

Бульвары, улочки, уютные ресторанчики, Эйфелева башня, пусть даже сделанная из картона. Одинокие влюбленные находят друг друга. Встречаются, расстаются, снова отправляются на поиски. И все кипит яркой игрой, часто граничащей с импровизацией. Возникающая порой мысль о том, какие потери и тревоги герои прячут за такой удивительной легкостью, лишь продляет очарование. 

Когда театр только возникал, многие боялись, что труппа окажется всего лишь фоном для художественного руководителя Александра Калягина. Но сегодня ясно, что в “Et cetera” сложилась настоящая, отличающаяся от других команда молодых актеров. Это и пришедшие в театр совсем недавно Алексей Черных и Григорий Старостин, и уже сыгравшие несколько запоминающихся ролей Валерий Панков и Андрей Кондаков, и удивительно разные женские характеры Натальи Благих, Марии Скосыревой, Марины Чураковой. Всех их, таких разных, объединяет какое-то удивительное изящество, вообще присущее театру, особая манера, соединяющая подчеркнутую театральность с недоговоренностью и прихотливыми светотенями. Актерам особенно близка драматургия рубежа прошлого века, своеобразно претворившая эти противоречия. Им близко ощущение мира, свойственное французской литературе: здесь все изменчиво, обманчиво, обворожительно.

В “Et cetera” любят атмосферу парижского кафешантана начала прошлого века. Действие спектаклей окутывает тонкий флер: все серьезно и вместе с тем пронизано иронией.

Спектакль «Парижский роман с…», поставленный Еленой Невежиной в жанре ностальгического кабаре, — работа изящная и светлая. В нем заняты почти все молодые актеры театра. У каждого своя маленькая сценка, свой персонаж. Короткие истории сменяют друг друга быстро, словно ты идешь по улице и случайно выхватываешь глазом незнакомых людей, очень разных, друг на друга непохожих: Певица (Наталья Благих) приглашает к прогулке.

«Улицу» постепенно заполняют прохожие, голоса и звуки. Появляются Девушка, (Марина Чуракова) — рыжая, пухленькая, счастливая оттого, что наконец-то очутилась в этом городе, и Хулиганы — кокетливый и романтичный (Валерий Панков), мужественный (Рушан Иксанов) и повзрослевший Гаврош (Юрий Буторин).

Каждый актер играет в спектакле несколько ролей — так возникает удивительное многозвучие и сочетание красок, ритмов, настроений. То Наталья Благих и Рушан Иксанов — пара Клошаров, бродяжек. Они похожи на черно-белых героев чаплинианы. То Иксанов и Буторин — испанские художники, а Наталья Благих, Мария Скосырева и Наталья Житкова — позирующие им прачки, сами словно сошедшие с полотен французских экспрессионистов. Панков — Поэт, потерявший музу, захмелевший, нервный и восторженный, и Валентайн — герой подмостков варьете.

Удачно придуманы вставки с Бродячими артистами. Юрий Буторин — печальный Пьеро. Григорий Старостин — лукавый Арлекин, высокий и худой, трогательно-неловкий. Странный образ Валерия Панкова — выезжающий на старом, потертом велосипеде Падший ангел, со всклоченными волосами, с железными крыльями за спиной. Мария Скосырева — Коломбина, неожиданно превратившаяся из хитрой девушки Арлекина в обиженного и капризного ребенка. Именно их небольшие шутливые пантомимы привнесли в спектакль неповторимую прелесть.

“Et cetera” — это еще и Франция Жоржа Фейдо и Альфреда Жарри. В постановке Александра Морфова мир комедии «Люсьет Готье, или Стреляй сразу» и трагифарса «Король Убю» причудлив: его обитатели существуют в бешеном ритме, одно событие сменяет другое с какой-то нечеловеческой быстротой — стиль спектаклей соотносим с традицией театра марионеток.

Морфов любит подчеркнутую театральность, поэтому актеры находятся в открытом диалоге со зрителем. В «Люсьет Готье» есть две замечательные находки: Шарль Валерия Панкова — брат Люсьет (Наталья Благих), шизофреник, пациент клиники доктора Бланша, и «нотариальный клерк и поэт по призванию» Бузан в исполнении Алексея Черных. Оба актера балансируют на грани преувеличенного комизма: один напоминает великолепного Стива Мартина в классической голливудской комедии «Отпетые мошенники», другой — типичный персонаж раннего синематографа: неуклюжий, жалкий, худенький, с красным носом и нацепленной на него пустой оправой очков. Оба кривляются и паясничают, но делают это с такой искренностью, что не поддаться их обаянию, право, невозможно.

Морфов часто показывает персонажей пьесы крупным планом. И здесь актерам “Et cetera” удается, также мастерски сочетая подлинность, и абсолютную иронию, создавать особую театральность. В «Короле Убю» при полузакрытом занавесе на сцену выходит нелепый юноша, одетый в форму гимназиста, курточку и бриджи чуть ниже колена — это сам Жарри (Алексей Молочков). Он просит у зрителя прощения за то, что сейчас будет показано. Но пока он, запинаясь и путая слова, произносит монолог, занавес раскрывается, и к рампе начинают приближаться будущие герои трагифарса, шатаясь, словно огромные неваляшки, они смотрят в зал стеклянными глазами. В середине спектакля автор, в исполнении Андрея Кондакова, делает новую безуспешную попытку извиниться за свое сочинение. Наконец, в последнем действии, подвешенный на толстом тросе, перед зрителем оправдывается Жарри — Валерий Панков.

Спектакли очень музыкальны. Они выстроены на неформальных аранжировках. Мелодии хорошо запоминаются потому, что актеры существуют в них органично: благодаря их пластической точности и абсолютному совпадению с заданным ритмом, песни “You know that silly bully boy” или “Always look on the bright side of life” становятся настоящими знаками постановок.

Казалось бы, спектакль «Игра снов» по пьесе шведского драматурга Августа Стринберга не вписывается в общую тональность размышлений о молодых актерах “Et cetera”. Но лишь на первый взгляд. Постановка Григория Дитятковского, возможно, одна из самых «французских» в сегодняшнем репертуаре театра — в ней есть нечто неуловимое, особая поэзия. 

Герои — существа, тенью блуждающие в подлунном мире: Наталья Благих (Мать) кричит из-за белесой тюли о своей боли — и это не человек из плоти и крови, а видение. 

Дочь Индры играют сразу две актрисы: Мария Скосырева и Ксения Лаврова-Глинка. Одна нежная и хрупкая, другая, напротив, решительная — она уже полюбила. В спектакле «Игра снов» превалирует женское начало, черта, вообще присущая культуре рубежа веков, столь сложно преломившаяся в произведениях Стринберга.

Алексей Осипов (Адвокат), Андрей Кондаков (Офицер), Валерий Панков (Расклейщик афиш) привнесли полутона — должно быть, такой нам представляется игра снов. Стринберговская недосказанность особенно пронзительно ощущалась в их игре: Офицер, всю жизнь прождавший свою невесту у закрытой двери; неудачная рыбалка Расклейщика афиш — сачок оказался не таким, как он себе представлял. И затонувшие корабли: надежда, любовь…

Этот спектакль полон загадок.
Как полон загадок и этот город… Париж и этот удивительный мир «всего прочего» — “Et cetera”.

«Планета Красота», N 1-2, 2005

Планета Красота
Ольга Нетупская


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru