Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
«Старый новый год»

Давно не слыхали стены Художественного театра такого смеха, как на спектакле «Старый Новый год». Зрители, которые привыкли в этом зале к сдержанной, уважительной улыбке, здесь буквально хохотали до слез. И было отчего!
Молодой драматург М. Рощин проявил себя на этот раз незаурядным комедиографом. А режиссер О. Ефремов вместе с режиссерами-стажерами О. Герасимовым м В. Сергачевым, художниками Н. Серебряковым и А. Спешневой и композитором В. Гамалия предпринял некий опыт сценической «карнавализации». Предметом осмеяния здесь стал летучий вирус мещанства, различные ипостаси его, а вернее — две оборотные стороны одной н той же медали мещанина, у которого конечная цель — личное благополучие, а там — хоть трава не расти!
Тема мещанства — превращение человека в существо, не интересующееся ничем, кроме собственной выгоды, тема важная и глубокая. «Старый Новый год» — лишь первое прикосновение к этой емкой теме, драматургом едва ли исчерпанной.
В ритме вальса заплясала радужная елка и разъехалась на половинки, открыв разрез дома. Справа — в ночь под старый Новый год справлял новоселье Петр Себейкин (В. Невинный) — упитанный парень с круглой физиономией, из тех мастеровых, что любят кричать о себе: «Я - рабочий человек», а на поверку лишь куклам «делают голоса». Он стоял на столе и вешал люстру, возвышаясь в своей розовой нейлоновой рубахе, как король, над сказочным великолепием, к нему в дом привалившим. 
Тесть суетился над мебельным гарнитуром, шурин — над телевизором, закадычный дружок Вася — над пылесосом, теща прибивала роскошный плюшевый ковер с птицей-тройкой, жена стряпала пироги, золовка — салаты, сестра, что «по торговой части», давала указания, что нынче модно, что нет.
Звенели звонки — несли в дом Себейкину холодильник. Холодильник? Давай его сюда! Тащили пианино — тащи! Все мое! За что боролись?!
Словом, у этого простого парня «все есть». Жизнь до краев полная. А «когда все есть, тогда и чувствуешь себя человеком!». Что остается? Только выпить по этому самому поводу. И открывается стол, полный яств. (Так выпивка становится «коронным» занятием обывателя в этом спектакле, а театр словно благодушно это занятие поощряет).
Слева — «интеллигентский» вариант того же явления, прикрытого новомодными идеями. Здесь все наоборот: тот все тащил в дом, этот все выбрасывает. «Вещи порабощают человека! В конце концов мы для вещей или они для нас?!». Значит, долой красное дерево, торшеры, картины, ковры. Да здравствует «голый человек на голой земле»! Это что — телевизор стоит? На помойку его! Люстра осталась? И ее туда же!
В пустой гостиной с темными пятнами на выцветших обоях гости в ультрамодных туалетах усаживаются прямо на пол, чтобы вот так, попросту, при свечах облупить картофелину в мундире. А среди них, как паша, восседает круглый, пухлый человечек — доморощенный гений Петр Полуорлов (А. Калягин), который весь этот демонстративный переворот и производит. 
Только распростившись с городской цивилизацией, человек может обрести настоящую свободу, — вещает он. Вернемся назад — к природе, к первобытному, естественному состоянию! Очистимся, омолодимся! Забудем чины, звания, тщетную погоню за научной славой. Меня не оценили? «Закрыли тему» — проект унитаза типа «назад к предкам»? Тем хуже для них — пусть обходятся без меня. «Я не желаю участвовать!..».
Но «зоологическая» свобода от общества оказывается для этих индивидуалистов еще худшим пленом. И под утро, когда пройдет праздничный угар, они завоют, каждый на свой лад, от пустоты души. Не может человек, если в нем сохранилась хоть капля человечности, жить только для себя, только в своем крохотном мирке, отгородившись от забот большого мира, от страны, создавшей ему условия материального благополучия. Не может! Его непременно потянет к людям.
К такому, пока еще смутно осознанному, выводу и приводит театр своих персонажей.
Кухни обеих квартир — справа и слева — будут разделены и соединены общим мусоропроводом, и, бросая туда пустые гремящие банки, они будут вторить друг другу, словно тяжкое эхо: «Скучно, скучно!».
Тут к каждому из героев придет возмездие за содеянное. Оно придет от их собственных отпрысков, усвоивших самую соль родительских уроков. Дочка Себейкина Лизка (О. Широкова) будет истошно верещать на всю квартиру: «Мое! Мое пианино! Мои игрушки! Никому не дам! Мое!». А сынок Полуорлова Федечка (Т. Пушкина) попросту отправит в мусоропровод свои учебники: «Свободу учащимся четвертых классов!». Здесь закручивается драма — уморительная, но тем не менее самая настоящая — этих двух Петров, которые будут гоняться с полотенцами за чадами, ссориться с женами и домочадцами. Будут обвинять всех, кроме себя, и наконец с криками: «Не приду… три дня!» и «Не приду… долго!» убегут из дому.
А потом наступит «очищение от ложных заблуждений», когда в старых Сандунах, в клубах пара, закутанные в простыни, оба Петра с дружками, как римляне в термах, ведут душеспасительную беседу, попивая холодное пивко. А посередине, опустив ноги в бассейн, восседает тот хитрый «хозяин лестничной клетки» — старик Адамыч (Е. Евстигнеев), который их здесь и свел. Тут стороны медали поворачиваются, чтобы обнаружить свое единство. И так легко, оказывается, этим Петрам с полуслова понять друг друга, так легко свалить все заблуждения на жен Клавдий и тем очиститься, хотя бы перед собой.
Такой спектакль родился на сцене филиала МХАТа. Спектакль веселый, хлесткий и озорной, в котором есть где разгуляться комедийным дарованиям актеров: кроме двух главных героев, которых с блеском играют В. Невинный и А. Калягин, и Адамыча — Е. Евстигнеева, здесь нельзя, забыть ни одной, даже самой маленькой роли, включая грустного Васю — В. Петрова с его вечной присказкой: «Отдыхай!», длинноволосого студента — Г. Кочкожарова с его «тотальным» презрением к миру, темпераментную тещу В. Дементьеву, что, как наседка, спасает «бедную внученьку» под своим крылом, самоуверенную сестрицу Любу — К. Ростовцеву что «по торговой части», тетю — Е. Ханаеву с ее чванством «старого работника культуры» и фальшивыми руладами и, разумеется, прежде всего двух жен: Клаву Себейкину — К. Минину с ее властным кустодиевским колоритом, и Клаву Полуорлову — И. Мирошниченко с ее бьющим в нос, вызывающим «интеллектуализмом».
Любопытно при этом, что откровенный шарж здесь сочетается с достоверностью, а гротеск находит свое внутреннее оправдание. Тем самым спектакль, для МХАТа неожиданный, оказывается для него вовсе не чужеродным.
Первый подход к важной теме…
Ну что ж, можно говорить, что он увенчался успехом, хотя, наверное, если поразмыслить, можно увидеть здесь и какие-то актерские, режиссерские и авторские огрехи.
Можно обнаружить, скажем, известную затянутость отдельных эпизодов, где действие словно топчется на месте и в зал приходит непрошеная скука. Есть сцены, которые держатся только на удачных (а подчас и не слишком удачных, рассчитанных лишь на то, чтобы вызвать смех, репликах, репризах и остротах. На них построена, в частности, вся роль Адамыча — домового «философа» обывательского непротивления («что есть, то и ладно»). Можно подметить и слишком вожделенную заботу о бутылке, что театр не торопится осудить. Но от этих огрехов сам театр, совершенствуя спектакль, сможет, надеюсь, избавиться.
Посмеявшись вдоволь над героями этой истории, вы уходите из театра, чувствуя, что главным положительным героем здесь стал, как в любой настоящей комедии, сам его величество Смех. Смех очищающий, лечащий, исправляющий, смех, нацеленный против явления, но не против человека.
Зрители могут посетовать, что отрицательным персонажам здесь не противостоит ни один положительный образ спектакля, хотя в жизни вирусу мещанства противостоят весь наш социалистический уклад, вся наша жизнь, и увидеть в этом главный недостаток пьесы.
Здесь же героям спектакля противостоит сам автор — его обличительная позиция. 
Конечно, живучее явление мещанства предстало здесь не в свою «натуральную» величину, не в прямом соответствии с жизнью, а в сгущенном, конденсированном виде, лак того и требовали законы сатирической гиперболы, гротеска. Вряд ли в жизни современный обыватель обнаруживает себя столь откровенно и вызывающе. Он, конечно, старается более или менее удачно маскировать собственнические инстинкты. Тем важнее эту маску снять.
Новый год, так лихо отпразднованный Петром Себейкиным и Петром Полуорловым, стал воистину их «старым Новым годом». Тогда как для самого театра эта постановка — вслед за «Сталеварами» — обозначила его несомненное движение вперед, к новым контактам с современностью.

Вечерняя Москва
М. Строева, 28-06-1973


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru