Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Два дебюта

Рустам Ибрагимбеков строит свои пьесы в два этажа: первый отдан реальности, а второй символический. В пьесе «Женщина за зеленой дверью» мы так и не увидели эту женщину, но нестерпимый ее крик пронизывал весь спектакль, был тем символом отчаяния, на фоне которого разворачивались все житейские события постановки Театра имени Вахтангова. «Похожий на льва», новая пьеса драматурга, показанная Московским художественным театром (режиссер В. Салюк), тоже имеет свой символический ряд. Маленькая притча о льве, который побоялся выйти из открытой клетки, становится как бы иносказанием любовной неудачи героя.
Но если в «Женщине за зеленой дверью» зов о помощи — символ постоянный, без него не могло бы быть самой пьесы, как, например, не могла существовать без синей птицы прекрасная сказка Метерлинка, то в «Похожем на льва» притча о пугливом звере не имеет такого всеобъемлющего значения. Режиссер Салюк, словно ставя пьесу на фундамент, вводит еще один обобщающий мотив. Здесь нет насилия над авторским замыслом — режиссер только более ярко прорисовал то, что заложено в ситуации и характера героев. Ну, в самом деле, главный герой Мурад (А. Калягин), деликатный, несмелый, с его манерой разводить руками, когда надо сжимать кулаки, весьма похож на классический тип Пьеро, грустного комедианта, вечно получающего затрещины. Рампис (Е. Киндинов), напористый, изменчивый, щедрый на розыгрыши и оплеухи, давным-давно известен под другим театральным именем Арлекина. А Лена (С. Коркошко) напоминает Коломбину: тянется к нежности и доброте, но покоряется все же силе. И вот В. Салюк усиливает «похожесть» на традиционные маски, вводит символический мотив комедиантства, когда реальные люди разыгрывают свою жизнь по определенной схеме: не могут вырваться из очерченного круга, хотя сами вокруг себя этот круг обвели. Так углубляется в спектакле притча о льве, который побоялся выйти из клетки.
Надо сказать, что мотив «комедиантства» в спектакле неназойлив, режиссер обходится с ним осторожно. Легкий занавес с тремя фигурам Пьеро, Коломбины и Арлекина, цирковое, штопором закрученное падение Рамиса в финале — вот несколько примет. В. Салюк опасается нарочитого, фарсового представления, потому что «комедиантство» ближе к печали, чем к веселью. Действительно, жить по схеме, что может быть грустнее! Но грусть спектакля не имеет ничего общего с чувствительностью. Объяснения в любви, трогательные откровения, слезы — все то, что могло бы мелодраматизировать события, режиссер не убирает, нет. У него плачут, даже стенают, целуются и переживают, но проявление эмоций по форме своей не имеет к мелодраме никакого отношения. В мелодраме чувства выражаются обстоятельно, я бы даже сказала, дотошно. Здесь на обстоятельность у героев просто нет времени.
Так, любовный монолог Мурад произносит во время перестановки стола. И рваное объяснение на ходу, краткость мгновения концентрируют боль Мурада, но не дают возможности слишком проявлять ее. Вообще Салюк не любит чрезмерности ни в словах, ни в чувствах. Пожалуй, только в одной сцене, когда Мурад проповедует, как надо жить на свете, постановщику не удалось уменьшить избыточность этого монолога. Думается, что монолог вообще в пьесе лишний. Во-первых, истина, что нельзя предавать самого себя, весьма расхожа, к тому же сам монолог входит в ткань пьесы неорганично, боком. Ибрагимбекову даже приходится вводить новый персонаж, сына водопроводчика. Он пришел вместе с отцом в квартиру Мурада как раз тогда, когда хозяин бунтует против устоявшейся, неизменной в своем течении жизни. Странный этот мальчик (Н. Килимник), не то гений, не то дурачок, без удержу тянется ко всему, что привлекает его внимание, будь то книги или детский велосипед. Вероятно, в неуемном этом ребенке мы должны увидеть прошлое Мурада. Но зачем нам с помощью монолога объяснять, что получается из таких юных и ясных созданий, когда они сами себя сажают в клетку?
И в пьесе и в спектакле сцена эта, как, мне кажется, наименее удачна. Во всем же остальном работа молодого режиссёра — работа мастера. Это видно как в общем решении спектакля, так и в отдельных эпизодах. Деталь на сцене в «Похожем на льва» не только бытовой штрих, она почти всегда проявитель внутреннего состояния персонажей. Мурад и Лена еще не вошли в комнату Лены, а на сцене уже высвечен скудный натюрморт: бутылка молока и батон, фоном для которых служит роскошная зелено-голубая портьера. И в этом сочетании вся жизнь Лены, яркая снаружи и горестная внутри.
Или болтающаяся гитара, которую даже не уносит, а уволакивает Ляля, недолгая подруга Рамиса. Надо отметить, что молодая актриса Н. Назарова сыграла свой короткий эпизод прекрасно. В зажатом смешке Ляли, обожающих взглядах и полном неумении понять, что происходит между Рамисом и Леной, целая история наивно-вульгарной девочки. А сникшая, потерявшая форс гитара — итог того, что уже отзвенело.
Но самая точная, самая убедительная деталь — рапира в руках у Мурада, которой он пытается защититься от Рамиса. У нее совершенно поверженный вид. Мурад держит ее так, что острие вдруг закругляется загогулиной, вроде ручки от половника. И снова возникает тема «комедиантства»: даже получив в руки оружие, Пьеро может сыграть только предназначенную ему роль беззащитного.
А. Калягин своего героя не оправдывает и не обвиняет. В мягкой, деликатной оболочке Мурада существуют черты характера разнообразнейшего. Он всякий — нежный и раздражительный, трусоватый, дальнозоркий. .. Калягин нашел особую манеру говорить. Когда Мурад зол — он словно пытается словом компенсировать действия. Наедине с Леной — в Мураде желание вторить, сливать свой голос с голосом любимой. И он говорит радостно и освобожденно, удивляясь своей свободе.
Многие актеры прекрасно играют силу. Немногие — слабость. Калягин в своих ролях исследовал не один вид слабости: эгоистично-прозрачной («Месяц в деревне»), страдающей («Преждевременный человек»), взращивающей в себе величие («Записки сумасшедшего»). В «Похожем на льва» он сыграл новое качество слабости; презрение к себе. Он несет свою слабость как наказание. И вместе с тем в его несмелости, неумении принять решение есть и что-то привлекательное. Он вечная мишень, а не стрелок. Как раз под стать Лене. Героиня С. Коркошко абсолютно лишена собственнических инстинктов. Ей легче отдавать, чем брать и удерживать. И даже в тот момент, когда Мурад сам предается ее власти, безграничное удивление в ее словах. Она обращается с ним, как с чудом — оно может растаять, испариться. Что здесь? Предчувствие конца их недолгого романа? Или наивное желание удлинить момент ожидания счастья? И потом, когда Мурад придет каяться в предательстве, Лена сохранит это прежнее ощущение чуда, будет слушать его ласково и грустно, забыв в скандале, который может в любую минуту учинить Рамис. 
Есть такие строчки у поэта Олейникова:
Плохо жить на белом свете —
Здесь отсутствует уют.
Рано утром на рассвете
Волки зайчика жуют.
Удивительно подходят они к Рамису, которого играет Е. Киндинов. Злобный, умный, темпераментный, он забавляется Мурадом, чтобы потом со вкусом и смаком закусить им. Он ведет неумолимый хоровод вокруг Мурада, постепенно сужая круги. Рамис даже красив упругой, собранной звериной красотой. За несколько минут артист создает атмосферу жути, сгущая ее до предела. Дальше возможна только развязка. Но о ней мы умолчим во имя тех, кто будет смотреть этот напряженный и интересный спектакль, ставший дебютом Р. Ибрагимбекова и В. Салюка в Московском художественном театре.

Московский Комсомолец
Е. Борисоглебская, 16-05-1974


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru