Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Глубина правды
Премьера спектакля «Заседание парткома» в Московском Художественном академическом театре им. М. Горького

Те, кто видел фильм «Премия», знают историю о том, как совершенно неожиданный и непонятный на первый взгляд отказ бригады Потапова от премии, законно ей причитавшейся, обнаруживал своего рода «цепную реакцию» обстоятельств и человеческих решений, мешающих людям нормально работать.
Спектакль Художественного театра, поставленный Олегом Ефремовым по пьесе сценариста картины Александра Гельмана «Заседание парткома», я смотрел, уже зная фильм, как нечто во многом для меня новое, несмотря на то, что в нем возникали как будто знакомые фигуры, факты и мотивы. С еще большей остротой я представлял себе, что сам присутствую на этом знаменательном заседании, что все, что обсуждается на нем, касается лично меня, независимо от того, работаю ли я в строительном тресте, институте, на заводе или в театре. И что я должен обязательно принять участие в голосовании по этому вопросу: за или против?
Обстоятельства дела были серьезны: начав с вещей как бы элементарных (премия-то оказывалась куда ниже тех денег, что мог бы получить рабочий-строитель, если бы не частые простои), они приводили к выводу о том, что вся стройка с самого начала велась инженерно безграмотно, опытный и вроде бы честный руководитель треста не имел мужества противостоять давлению главка. А если бы сумел? Если бы противостоял, доказал, убедил? Здесь-то и возникало главное! «Значит, все, все зависит от одного человека?» — не без язвительности спрашивал на заседании парткома один из оппонентов Потапова.
«Один настоящий человек — это, конечно, не все, но это громадно!» — отвечал всей сутью своей спектакль Художественного театра. Но для этого сам человек должен совершить поступок, достойный его звания, а это иногда, ох, как непросто! Поступок бригады Потапова обращен к каждому из нас: сможешь ли ты подобно Потапову и лучшим из его друзей отбросить соображения кажущейся и близкой выгоды, пойти на то, чтобы испортить отношения с теми, от кого зависит многое в твоем житейском благополучии, «поставить вопрос ребром», забыть о «чести мундира», если «честь» эта — не честь, а бесчестье, словом, забыть все суетное, мелкое во имя того, чтобы, пройдя через испытания правдой, получить право с чистой совестью сказать: ты сделал все во имя дела, которое тебе так, дорого и так необходимо государству.
Этот разговор о человеке, партии и государстве идет в просторном гулком зале цеха, где даже заводские трубы, сделаны художником И. Поповым так, что смотрятся, как колонны какого-то торжественного храма, уходящего ввысь, и помогают тебе понять масштаб происходящего. Душой всего, что происходит, как известно, является Василий Потапов. Мы его уже видели в фильме в исполнении Е. Леонова мягким, почти застенчивым, словно стесняющимся своего взрывчатого поступка. Сегодня перед нами в спектакле разительно мной Потапов — О. Ефремов. Характеры разные — идея одна! Ефремовский Потапов — из тех, кто «с детства не любил овал», кто «с детства угол рисовал». Это вообще, как мне кажется, одна из решающих особенностей Ефремова-художника. Его Потапов в войну был десантником. В нем и сейчас многое от его прежней рискованной профессии: он точно рассчитывает, долго готовится, как бы яростно ни полыхало внутри, умеет быть невозмутимо спокойным, а потом «вцепиться» в то, что задумал, и его не сдвинешь. Ему «не впервой». Он лукав, даже хитер, неотразимо доказателен в споре, убежден в не однажды проверенных фактах и людях. Он человек размаха государственного.
Впрочем, максимальная убежденность в правоте позиций, как бы иные из них ни были неправы, пожалуй, отличает всех участников этого необычного заседания парткома. Спектакль открыл мне нечто новое в ситуации, которую я хорошо знал. И здесь дело, не в том, что все люди сценария и пьесы были увидены по-новому. А в том, что публицистическая драма в Художественном театре, ничего не потеряв в своей партийной страстности, обернулась еще и личной подоплекой борьбы, ее глубинными, подводными течениями. А разве это не так? Разве в жизни «в драме идей» не присутствуют особенности характеров, оттенки отношений, личные пристрастия, события, казалось бы, давно прошедшие, но неожиданно определяющие то, что происходит сегодня. Между знаменитым бригадиром Кочновым — В. Невинным и Потаповым — О. Ефремовым идет поединок такой силы не только потому, что Кочнов не представляет, как это можно забрать у рабочих, и в частности у него, премию, а Потапов, стоящий на более высоком уровне сознания, убежден: можно. Нет! Здесь важно еще и то, что Кочнов при всей своей «прославленности», чувствуя, что Потапов отлично видит все его слабые стороны, понимает, что нахрапистая слава Кочнова гнездится в недостатках самой «системы» стройки, и за это одно он, Кочнов, ненавидит этого усатого десантника, которого почему-то в бригаде любят так, что даже усы носят точно такие же, как у него. А Борис Петрович Шатунов, начальник планового отдела, которого с какой-то угрюмой целеустремленностью отлично играет В. Расцветаев? Разве он так резко выступает против инженера Черникова — Е. Киндинова не потому, что, помимо принципиальных разногласий, связанных с твердой убежденностью Бориса Петровича в «священной» необходимости для дела доброжелательного отношения начальства, здесь еще действует элементарная зависть посредственности к таланту?
Ходит, мучается, пересаживается с места на место главный диспетчер Фроловский — как всегда покоряюще искренний артист А. Калягин. И снова в его общественном поведении играет немалую роль деликатный личный мотив. А что вы думаете, легко ли ему выступать против управляющего Батарцева, с которым он дружен десятки лет? Больше чем дружен: партнерство, на стройке ли, в театре, — это близость, равная кровному родству. Его выступления — поступок! К нему нелегко прийти. «Весь вопрос в том, где у нас в душе проходит граница между допустимым и недопустимым»,- говорит он в своей сумбурной речи.
У Батарцева (М. Зимин) эта граница — размылась, он то и дело переходит ее, сам в лучшие свои минуты понимает это, и отсюда где-то внутри непроходящая боль. Ее не заглушить командирской бравадой, как не снять вины своей за все, в чем виноват. Это общее понимание границы допустимого сделало союзницей Потапова суховатую на вид, чуть смешную умницу Миленину (Е. Ханаева) и положило предел ее одиночеству. Эта граница заставила незаслуженно обиженного, как бы вышедшего из игры, поистине талантливого современного инженера Черникова (Е. Киндинов) снова выйти «на орбиту» действия. Актер и режиссер очень точно выстроили эту «позицию обиды», вынужденного отчуждения, когда заставляешь вести себя так, как будто тебе наплевать на то, без чего ты не можешь жить. «Читаю „дю-дюк-тив“, и пропадай все пропадом!» Какое государственное преступление — человека обидеть! Чувство этой границы, высокая мера ее в крови у секретаря парткома Соломахина, пожалуй, первой роли такого плана у артиста Е. Евстигнеева.
Когда мой учитель Н. Хмелев репетировал роль председателя ревкома в «Бронепоезде 14—69» — тогда такая роль была вообще первой в истории нашего театра, — он, по воспоминаниям Вс. Иванова, однажды подошел к нему и тихо сказал: «Я хочу немножко походить на Ленина… В начале сцены, в фанзе я чиню карандаш. Так вот, карандаш у меня будет с металлическим наконечником… какие он любил. .. и лицо немножко, совсем немножко, один только легкий намек, похоже на Ленина. Вы как думаете? Можно?..» Мне показалось, что страсть заключительного евстигнеевского монолога, утверждающего властную необходимость отбросить все, что тормозит ход научно-технического прогресса и мешает человеку, призванному историей осуществлять его революционное движение, тоже имеет своим источником этот ленинский камертон.
В финале праздничного спектакля Художественного театра нет ликующих фанфар. Он кончается глубоким, набрякшим мыслями молчанием. Молчанием очищающего нравственного урока. И именно в этом очищающем горниле правды сила и зрелость спектакля Художественного театра, настойчиво ищущего свое предназначение на новом историческом рубеже страны.

Советская культура
Виктор Комиссаржевский, 4-11-1975


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru