Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Страстное слово театра

Свои гастроли во Владивостоке коллектив МХАТа им. Горького открыл пьесой А. Гельмана «Заседание парткома». А через несколько дней зрители познакомились еще с одним произведением этого драматурга — спектаклем «Мы, нижеподписавшиеся…».
Пожалуй, трудно найти человека, который не знал бы истории гельмановского Потапова, что вместе со своей бригадой строителей отказался от премии. Тем не менее зрители воспринимают «Заседание парткома» с огромным вниманием, реакция на отдельные реплики точна и эмоциональна. А это значит, что спектакль по-настоящему волнует, задевает сокровенные струны души.
Предельно скромно оформление художника И. Попова. Тем не менее сценография «Заседания» образна в своей лаконичности. Серые огромные трубы, строительные леса — реалии стройки. На станке покрытый привычным зеленым сукном стол для заседаний. И яркое цветовое пятно — мажорный плакат с развевающимися алыми флагами. Глядя на это оформление, невольно приходит мысль; нелегко прийти к этим победным знаменам. А с другой стороны, думаешь о том, что порой мы пытаемся в нашей жизни прикрыть парадными стягами и лозунгами реальные трудности, а зачастую и просто неорганизованность и бесхозяйственность. И как предостережение, как тревожное напоминание об этом горят на строительных лесах красные огоньки.
Однажды известный театровед назвал несколько парадоксально жанр «Заседания» — производственный детектив. Наверное, он имел для этого основания. Но О. Ефремов поставил спектакль иначе. Его «Заседание парткома» спокойно, деловито, проходят оно без головоломно загадочных построений сюжета. Да и сам бригадир Потапов (Г. Шевцов) приходит на это заседание внутренне собранный и уверенный: дело, которое он отстаивает, правое, и потому в нем обязательно должны разобраться те, кому это положено. Потому и конфликт мхатовского спектакля лежит не в столкновении человека повышенной совестливости и душевности Потапова с сухим и деловым Батарцевым, а в умении отстоять свои нравственные позиции и принципы, которые сталкиваются с формальным подходом к делу. В спектакле идет речь о гражданской ответственности за порученное тебе дело, на каком бы посту ты ни находился.
В «Заседании» убеждают атмосфера документальности происходящего, достоверность и узнаваемость персонажей. Особенно бы хотелось выделить двух из них: управляющего строительным трестом Батарцева, которого играет М. Зимин, и бригадира Кочнова (В. Невинный). Батарцев М. Зимина — любопытнейший человеческий тип. Он появляется на сцене, и зритель сразу узнает в нем руководителя крупного масштаба со стажем, узнает по походке, по манере разговаривать с людьми, по едва уловимым начальническим интонациям в голосе, по тому, как покровительственно он похлопывает по плечу подчиненных, по тому, как слушает, моментально оценивает обстановку и умеет поставить точки над «и».
Но сказать о мхатовском Батарцеве только это было бы слишком мало. Актер так глубоко прочувствовал биографию своего героя, так много рассказал о нем, что зритель понял и нелегкую юность Батарцева, и бессонные авральные ночи руководителя, и огромную его ответственность, и масштаб личности. Батарцев Зимина испытал на протяжении спектакля свой «миллион терзаний», ему нелегко досталось голосование в финале, свинцовой тяжестью наливалась поднятая за предложение Потапова рука. И происходит удивительная вещь: зрительный зал, который, естественно, находится на стороне Потапова, сочувствует и этому усталому, немолодому человеку.
Колоритен, по-своему обаятелен и опасен этим обаянием бригадир Кочнов. Естественно и без нажима показывает В. Невинный истинную сущность Кочнова. Он будет «брать на горло», будет требовать для себя, «пролетария», мыслимых и немыслимых благ, упирая именно на свою пролетарскую сущность. А на самом-то деле это хапуга и собственник, который меньше всего думает о делах стройки, нравственном климате в бригаде, о каких-то высоких принципах. Он и работает-то хорошо только потому, что это выгодно его карману. И самые понятные принципы для такого Кочнова: своя рубашка ближе к телу, рубль из копеечки складывается, деньги к деньгам и т. п.
Разные люди на строительстве, разные характеры. И здесь, наверное, уместно вспомнить слова самого драматурга Гельмана: «Борьба за экономический прогресс — это и борьба между людьми, стоящими на разных позициях».
Спектакль «Мы, нижеподписавшиеся…» по сравнению с «Заседанием парткома» более молод. Может быть, этим объясняется более учащенный пульс этого спектакля, его кровь горячее. Немаловажен и выбор актера на главную роль Лени Шиндина, диспетчера СМУ. Сегодня трудно назвать город, в котором бы не игрались «Мы, нижеподписавшиеся…». И разных знает зритель Шиндиных. Уверенный в своих делах и поступках. молодой и сильный, Леня Шиндин Ю. Демича в Ленинградском БДТ им. Горького (режиссер Г. Товстоногов). Артист заразительного обаяния, искрометный А. Миронов в этой роли в театре сатиры (режиссер В. Плучек), не случайно иные критики назвали его Леню «Дон Кихотом из СМУ».
И вот Шиндин А. Калягина. Он играет своего героя так, что иным Леню просто невозможно представить. Его принимаешь сразу и целиком. Сочувствие зрительного зала принадлежит ему безраздельно, настолько привлекателен он в своей бесхитростности, неумел в интриге, которую сам же выстраивает, искренен в отчаянии, верен в служении делу и человеку, которому предан беспредельно. Вместе с режиссерами спектакля О. Ефремовым и Е. Радомысленским А. Калягин спорит с драматургом по поводу жанра его произведения (на программке спектакля жанр обозначен как комедия). Но Леня Шиндин Калягина персонаж далеко не комедийный. Скорее драматический. Он драматичен, потому что трогательно беспомощен и бессилен что-либо изменить. Мхатовский Леня — человек с оголенными, как провода под напряжением, нервами. И все свои нервные клетки, всю кровь по капельке готов он отдать не за свое мизерное благополучие и благополучие своей семьи — за своего руководителя, талантливого строителя Егорова. Леня Гельмана говорит о себе, что он денщик, который создан для того, чтобы сделать все для руководителя. Леня Калягина не видит в этом ничего зазорного. Его преданность Егорову безгранична, он доказывает это каждый миг пребывания на сцене, но, увы, реальной помощи оказать своему Егорову не может.
Отсюда финал спектакля мхатовцев: огромный в натуральную величину тепловоз, созданный фантазией художника В. Левенталя, идущий прямо на зрительный зал, и где-то внизу потерпевший фиаско Леня Шиндин и его жена Алла. Вот такой Леня вызывает мысль о сложностях борьбы, о том, что победить в битве, за новое, против «массового эгоизма», как говорит сам Гельман, можно только одев в броню свое сердце, потому что отстоять новое всегда сложно, будь это борьба за НТР или борьба за нравственные принципы.
Приморцы увидели на сцене удивительное произведение высокого искусства: Леню Шиндина А. Калягина. Будут идти дни, месяцы, но те, кто видел «Мы, нижеподписавшиеся…», навсегда запомнят такого ранимого, такого узнаваемого, такого прекрасного, трогательного и не самого удачливого Леню. И кто знает, может быть, его чистота и житейская неустроенность, его цельность и отчаянная решительность помогут кому-то в трудную минуту?.. А это так важно, ведь в счастливые мгновения жизни, как известно, помогать никому не надо…
Но правомочен тогда вопрос. Если Леня Шиндин не может отстоять справедливость, помочь Егорову, то кто же сделает это? Ведь А. Гельман не просто ставит проблему, он пытается найти пути к ее разрешению. В спектакле МХАТа миссию человека, способного к активному действию, несет председатель комиссии Юрий Николаевич Девятов, которого играет В. Расцветаев. Сегодня много говорят о новом герое — деловом человеке — на сцене. Девятов В. Расцветаева — такой деловой человек, рационалист, несколько суховатый и не подверженный эмоциям, в нем явно ощущается военная выправка (Девятов в прошлом военный юрист). Когда в финале спектакля он говорит Лене Шиндину, чтобы Егоров пришел к нему, зрители понимают — Девятов будет биться за правое дело до конца.
Трудно в небольшой рецензии проанализировать все актерские удачи спектакля. И все-таки нельзя не сказать об осторожной интеллигентной даме Виолетте Матвеевне Нуйкиной Г. Калиновской, любящей и прощающей Алле Шиндиной Л. Стриженовой, провинциальном Дон Жуане, не брезгующим выпить за чужой счет и легко продающем свои принципы Семенове Л. Губанова, хамоватом и трусливом одновременно проводнике В. Привальцева.
В спектаклях «Заседание парткома», «Мы, нижеподписавшиеся…» зритель видит жизнь человеческого духа, чувствует болевые точки сегодняшнего времени. Театр активно вторгается в жизнь, говоря свое страстное слово в защиту высших нравственных принципов.

Красное знамя (Владивосток)
Г. Островская, 8-07-1981


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru