Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Перед бессмертием

18 октября 1923 года Владимир Ильич Ленин вошел в свой рабочий кабинет в Кремле в последний раз.
Зачем приезжал он в Кремль? Что волновало его в те считанные минуты? О чем думал он тогда? Эти вопросы задавал себе, над ними мучился Михаил Шатров, когда принимался писать новую пьесу о Ленине. Эти вопросы задаем себе и мы, сидящие сегодня в зрительном зале Московского Художественного театра.
Драматург предлагает свою версию: Ленин думал о Завещании. О том, что должен успеть досказать людям, уходя от них. О том, каким путем пойдет страна в будущее — без него.
Владимир Ильич понимал, что болезнь необратима, что жить осталось недолго. Удар, случившийся в марте, парализовал речь, отнял возможность писать. Он жил в Горках, оберегаемый от деловых контактов, от волнений, окруженный плотным врачебным контролем. Но мысль работала напряженно, бездействие казалось нестерпимым.
Спектакль МХАТа начинается с того момента, когда Владимир Ильич уже выехал и вот-вот войдет в свой кремлевский кабинет, давно зашторенный, покрытый чехлами и пыльными газетами. Суматоха секретарей. Еще мгновение — и Ленин входит. И тут же сразу стены кабинета, дрогнув, раздвигаются, исчезают во тьме. Пространство сцены, на глазах расширяясь, вбирает в себя то время, когда, полный сил, Ильич стоял у руля государства. Короткие мгновения, проведенные в кабинете, переполняются воспоминаниями. Память волнами, наплывами нагнетает неотступные вопросы, нерешенные проблемы, конденсирует внимание на самом остром и опасном — на том главном, что хотел бы сказать человек перед последней чертой.
«Никогда Ленин не был так велик, как в минуты опасности», — говорилось в обращении ЦК РКП(б) к партии, ко всем трудящимся после смерти Ленина. Шатров взял эти слова, как глубинный движущийся подтекст пьесы. Он назвал ее публицистической драмой, и это действительно так, настолько она насыщена сложнейшими политическими дискуссиями, которыми и была до краев переполнена жизнь вождя революции. Дискуссия о Брестском мире, о нэпе, о профсоюзах, о национальном вопросе, спор с «рабочей оппозицией», которая пыталась противопоставить профсоюзы партии, с теориями Троцкого. Кронштадтский мятеж, угроза раскола в партии, опасность левого и правого уклона, вопрос о характере Сталина и многое другое. Словом, все то, что до предела волновало Ильича в это время.
Как всегда, Шатров опирается здесь на документальный материал. но и не фетишизирует его: отталкиваясь от документа. идет к художественному вымыслу, а фантазию подкрепляет правдой факта. Пьеса становится в какой-то мере итоговой. Драматург, непрестанно искавший разные пути-подходы к ленинской теме, то совсем уводил Ленина со сцены (как в «Большевиках»), чтобы его образ играли все остальные, то показывал его в решительные минуты (как в «Шестом июля»), то совсем освобождал актера от портретного сходства (как в «Синих конях на красной траве») в поисках свежести восприятия великого образа. И вот наконец пьеса, подводящая итог многолетним исканиям: Ленин, как главный герой, все время на сцене, более того, пьеса звучит как его монодрама.
Режиссер Олег Ефремов так и ставит спектакль: как монодраму. Снова портретный грим, легкое грассирование, темперамент полемиста, ораторский строй речи и наступательная работа мысли, рождающейся тут же, на наших глазах. Что это — возвращение к исходным позициям Ленинианы, к традициям Щукина и Штрауха? Да, если хотите, но на новом витке спирали. Возвращение к тем рубежам, которые в свое время брали Погодин и Ромм? Да, но затем, чтобы взять рубежи новые.
Весь спектакль идет как сплошной внутренний монолог Ленина, беспрерывный взрывчатый спор с оппонентами, которые возникают на сцене, как бы вызванные волей ленинской мысли. Прием монодрамы заявлен режиссером откровенно и прямо.
Десятки лиц, вовлеченных в орбиту напряженного политического действа, обрисованы одной двумя репликами — четко и лапидарно. Другие (как секретари Ленина Фотиева — Е. Ханаева и Володичева — Е. Проклова, рабочий Бутузов — Г. Бурков, Варвара Михайловна — Т. Лаврова, или молодой Хаммер — Е. Киндинов) разработаны более подробно и внимательно. Но все подчиняется общему закону публицистической драмы.
Массовые сцены, выразительные пантомимы на вертящемся круге. Собеседники Ленина намечены контурами, плакатно обозначены, лишены психологической глубины, это, скорее, условные знаки того или иного явления, события, той или другой точки зрения. 
Можно пожалеть об этом, посетовать на автора и режиссера. А можно и понять, что сама структура моноспектакля не предполагала появления объемных характеров вокруг центрального героя. Они существуют не столько реально, сколько в его воображении, и этого достаточно, этим их роль исчерпывается.
На сцене живет, действует, волнуется удивительный человек — Ленин, каким его играет Калягин. Совершено открытие: такого Ленина наша сцена, пожалуй, еще не знала. Это Ленин, поставленный в ситуацию драматического героя. Ленин, переживающий трагедию, Калягин берет ленинский образ без привычного бытового «утепления», почти без юмора. Он совсем не поучает, не смотрит на происходящее со стороны, с высоты своего положения. Его Ленин — в «груде дел, суматохе явлений», в труднейшем водовороте событий. Театр не боится показывать Ленина порой страдающим, непонятым. Но даже в этих обстоятельствах видит его прежде всего человеком гигантской наступательной энергии, который ни на минуту не может позволить себе сбросить с плеч тяжесть ответственности за все, что свершается в стране.
«Я чувствую свою личную ответственность за то, что будет в России завтра, послезавтра, через пять, через десять, пятьдесят, через сто лет… Я обязан… Я должен…» Эти слова звучат как присяга. «Мне не нужен этот лишний день, если я не выскажу всего… Мне не нужен этот день, если он будет куплен ценой молчания!»
Успеть, только бы успеть сказать все, что разрывает мозг, предостеречь, убедить, переспорить, увлечь за собой, иначе будет поздно,- вот чем живет сейчас Ленин. Он говорит, диктует, читает свои записки, надев очки, и снова диктует, торопясь.
Мысли, которые с яростной одержимостью вырываются из ленинской души, слагаются в одну всеохватывающую идею — идею выбора единственно верного пути к социализму. Тому реальному социализму, который смело идет на преодоление своих противоречий, не боится «ломать и гнуть отжившие идеи», когда этого требуют интересы народа. Вот почему он так решительно сопротивлялся политическому авантюризму, «комчванству», засилью невежества, бескультурья, «азиатчины». Видел, что заразу национального шовинизма невозможно преодолеть формальным равенством наций. Опасался угрозы раскола и зазнайства в партийных рядах. Понимал, что малейшая политическая ошибка, даже мелочь в выборе средств может привести к искажению самой высокой идеи.
Бесстрашие ленинской мысли — вот что потрясает нас сегодня в исполнений Калягина. Умение в трагическую минуту опасности прямо идти ей навстречу, обнажать до корня все причины, предвидеть все последствия — эти ленинские уроки оживают здесь с новой силой.
Реальный политик — таким видится ленинский образ. Боец, который бьется за свою правоту, не уступая, так, как бился Ленин за заключение тяжелого Брестского мира. «…Мир для нас, — говорил он тогда, — это не тактическая уловка в минуты бессилия, это смысл всей нашей политики, всей нашей жизни…» Эта мысль звучит с актуальностью живого призыва. Сегодняшняя партийная программа борьбы за мир, против гонки вооружений целиком опирается на ленинские идеи.
На наших глазах история соприкасается с современностью, чтобы преподать ей уроки, заново «решать нерешенные вопросы», мужественно отвечать на те сложнейшие вопросы, которые каждый день выдвигает жизнь. Всем очевидно, например, как актуален, злободневен сегодня давний спор с «рабочей оппозицией».
«Мы идем первыми. Дороги нехожены… Самое главное — не ошибиться, верно определить пути, методы. средства достижения цели… Никто в мире не сможет скомпрометировать коммунистов, если сами коммунисты не скомпрометируют себя. Никто в мире не сможет помешать победе коммунистов, если сами коммунисты не помешают ей. Мы нашли верную дорогу! Не сворачивать. Не сворачивать! Так победим!»
Эти слова завершают спектакль. Начинается поименное голосование резолюции, предложенной Лениным. В воздухе еще звучат фамилии делегатов и ответные голоса: «За!», «Против!», «За!», а в это время стены вновь сдвигаются, Владимир Ильич подходит к своему столу, чтобы достать папку со своими последними работами и покинуть кремлевский кабинет навсегда.
Напрасно врачи предписывали Ленину «совсем не думать о политике», а Центральный Комитет давал указания оградить его от малейших волнений. Даже приговоренный врачами к тишине и покою, не получающий свежих газет, не слышащий тревожных телефонных звонков, Ленин, как прикованный Прометей, не мог не гореть огнем личной ответственности за судьбы страны и мира. Преодоление — вот слово, которое точнее всего определяет величие ленинской жизни «в минуты опасности».
Московский Художественный театр не зря упорно работал над пьесой Шатрова. Сегодня можно сказать, что режиссер Ефремов снова, как в лучшие мгновения своей творческой жизни, совершил настоящий гражданский поступок и вышел победителем. «Так победим!» — может с гордостью повторить теперь МХАТ. Новая ленинская постановка, прикасающаяся к болевым точкам истории и протягивающая тугие канаты в современность, необходима сегодняшней сцене, как воздух.


М. Строева, 20-01-1982


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru