Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Вечера с Мольером

После премьеры «Тартюфа» на сцене МХАТа в театре «Современник» состоялась премьера пьесы Михаила Булгакова «Кабала святош» («Мольер»). После мольеровского лицемера Тартюфа, едва не растоптавшего доверчивого и простодушного Оргона, мы увидели в булгаковской пьесе целую свору лицемеров, расправившихся с самим Мольером. Если Оргону фантастически повезло, Тартюф был посрамлен, наказан, и справедливость в комедии восторжествовала, то в финале булгаковской пьесы «кабала святош» затравила Мольера, растерзала с помощью собственных тартюфов. Как ни различны оба спектакля по стилю, режиссуре, игре актеров, не говорю уже о жанрах — сатирической комедии и драме, диктующих свои законы театру, два вечера, проведенные с Мольером, вызывают желание не сравнивать, нет, а поверить драму комедией и комедию драмой. Мы ходим в театр, не заглядывая предварительно в учебники по истории литературы, а тут один спектакль как бы комментирует другой, вольно или невольно бросая на него свой отсвет.
Признаться, на «Тартюфа» отправляешься не без опаски. Слишком сильна инерция. Все заранее представляется: обманщик Тартюф — хрестоматийный ханжа, сластолюбивый святоша в мерной сутане с молитвенником в руках; обманутый простофиля Оргон: его шурин Клеант, неисправимый резонер, который без устали произносит длинные нравоучения, призывая жить и мыслить праведно.
Не покажется ли скучным вечер на старой комедии? Рассмешат ли сегодня шутки, произнесенные добрых три сотни лет назад? И увлекут ли зрителей проделки бойкой служанки Дорины и добродетельной Эльмиры, жены Оргона? Кто же не помнит, что, обманув обманщика, они в конце концов подденут его на крючок!
Скажем сразу: скучать не придется! Смех в зале не смолкает. Анатолий Эфрос поставил «ТаотюФа» весело, изобретательно, раскованно, как бы следуя совету рецензента знаменитой довоенной мхатовской постановки (и, разумеется, своему собственному прочтению пьесы); «Что значат несколько крупинок соли в такой комедии. Щедрее следовало быть, кинуть полной горстью». Эфрос дал волю буффонаде, шутке, юмору, отмерив их не по крупицам, а щедро рассыпав целыми пригоршнями. Все к месту — и фокус, достойный иллюзиониста, когда Оргон, запрятанный под стол Эльмирой, то пропадает невесть куда, то в нужный момент вновь объявляется под столом. И - счастливая находка — златоуст Клеант, захлебывающийся в потоке собственного красноречия, отчего созданный Ю. Богатыревым образ неожиданно приобретает новую комедийную окраску. Слова, слова! А действий ни на йоту, хотя Клеант — Богатырев в речах настойчив, напорист, энергичен. Оргон — А. Калягин — комедия простодушия. Скажем сильнее — комедия упрямства, глупости, наивного ослепления, отвергающего все доводы рассудка. Оргона можно сыграть и по-другому — человеком благородным, доверчивым, обманувшимся в лучших своих чувствах, искренне убежденным, что ему посчастливилось встретить святую, чистую душу. А в жизни чистые души — большая редкость. Возможно, именно так играл на сцене Пале-Рояля первого Оргона сам Мольер.
Комедия дает основание для подобной трактовки. А с ней вместе появляется оттенок драматический. Калягина больше привлекают фарсовые краски. И для этого «Тартюф» тоже открывает широкие возможности. Классика на то и классика, что не предлагает однозначных решений. Упрямое заблуждение Оргона — Калягина, его стремление действовать наперекор семье, которое всячески поддерживает в сыне госпожа Пернель (непреклонную мадам-матушку концертно сыграла А. Степанова), столь же комично, как и моментальное прозрение Оргона, готового пинком под зад вышвырнуть за дверь негодяя. Впрочем, есть в спектакле такие мгновения, когда в гневе или в отчаянии Оргон сдергивает с головы высокую черную шляпу вместе с непомерно длинным, завитым, серебристым париком, и тогда мы видим знакомое лицо вполне современного, уже немолодого, усталого человека, и нам вдруг становится по-человечески жаль этого заблуждающегося упрямца, чье упрямство, быть может, еще и оборотная сторона слабохарактерности.
Странно, если бы Тартюф не распознал характер Оргона и не воспользовался его слабостями. Ведь Тартюф неглуп, проницателен и, безусловно, хороший физиономист. Таким играет своего героя С. Любшин. Таким, каким его играли прежде, и не совсем таким. Конечно же, Тартюф — весь смирение и лицемерная святость. Но у Тартюфа-Любшина чуть не с самого начала в замашках, в поведении, в самоуверенных повадках, во всем обличье есть нечто такое, что напоминает человека, всю жизнь привыкшего ломать комедию и, кажется, сразу твердо решившего, что в доме дурака Оргона настало время для его, Тартюфа, триумфа. Тут можно действовать безбоязненно. Тут он будет править бал. И Тартюф почти не таится. Он наступает. С развязной грубостью пристает к Дорине, нагло волочится за Эльмирой. Да и в том, как он вдруг сумрачно возникает на пороге, как смотрит, вернее, как всех и всё окидывает недобрым, оценивающим взглядом, угадывается нечто большее, чем ловкий пройдоха и лицемер. Не зря драматург от одной редакции комедии к другой усиливал намеки, из которых явствовало: Тартюф еще и тайный соглядатай, доносчик, политический интриган.
В доме Оргона, как маленький бриллиант, сверкает Эльмира — А. Вертинская. Вместе с Дориной Эльмира прибирает к рукам нити интриги. Но для этого в знаменитой сцене обольщения ей надо пустить в ход все очарование, усыпить подозрительность Тартюфа, раззадорить его своей вольностью, приблизить и суметь удержать на расстоянии. Вертинская превосходно играет смелую обольстительницу с испуганными глазами. Она вооружилась лицемерием против лицемерия. Но ищет опоры в себе самой, потому что еще неизвестно, станет ли ее союзником в поединке с Тартюфом сидящий под столом Оргон…

Шагнуть из дома Оргона в дом Мольера интересно и поучительно. После богатой гостиной буржуа Оргона, с парадной, чуть не во всю сцену, люстрой — удачной фантазией художника Д. Крымова, очутиться за кулисами театра Пале-Рояль. В «Современнике» задник художников Б. Биргера и П. Сапегина не случайно изобразит восхождение на Голгофу. А на первом плане, как контраст. будет вешалка с несколькими пестрыми, шутовскими нарядами комедиантов. Горят свечи. За легким занавесом, разделяющим сцену, гудит невидимый нам зрительный зал. Сегодня в ложе на представлении комедии Мольера сам Людовик XIV. Потом будет сцена во дворце — завтрак с королем Час торжества Мольера. А в финале — зловещая фантасмагория театральных масок с карикатурными носами, в черных колпаках. Они подступили со всех сторон к умирающему Мольеру, который силится доиграть свой последний спектакль и, путая слова, произносит комические реплики из «Мнимого больного».
Я называю здесь три, на мой взгляд, самые удавшиеся, ключевые сцены, которые дают дыхание всему спектаклю театра «Современник». В них ярко проявился талант И. Кваши-актера, исполнителя главной роли, и Кваши-режиссера, дебютирующего в этом качестве в булгаковском спектакле. А между этими сценами пройдет жизнь Мольера уже в преддверии его гибели: настойчивые попытки добиться постановки «Тартюфа» на сцене, единоборство со всяческими тартюфами, с всесильными посредственностями сделавшими невыносимой жизнь Мольера, лукавая милость короля и тяжелая его немилость, наконец, отнимающая последние силы семейная драма, пока менее удавшаяся линия в первых и, быть может, поэтому еще не совсем отлаженных спектаклях; Хорош К Райкин — Бутон, тушильщик свечей в театре и бескорыстно преданный Мольеру слуга. Прекрасен дуэт Кваши — Мольера, с его порывистостью, открытостью, огромным внутренним достоинством и какой-то доверчивой незащищенностью, и В. Гафта — короля, умного, хитрого, коварного деспота. играющего с дерзким драматургом, как кошка с мышью. Извечная трагедия художника, которого король хочет приручить, заставить служить славе своего царствования, а потом брезгливо оттолкнет прочь.
А теперь опять возвратимся в счастливый дом Оргона, сейчас там дети, жена, слуги душат в объятиях прозревшего отца, мужа, хозяина и все вместе готовятся отпраздновать свадьбу верного Валера с дочерью Оргона Марианой.
Если воспользоваться классификацией литературоведения, мольеровская комедия положений — бытовая комедия разыграна на сцене МХАТа с подкупающим весельем, легкостью, озорством. Режиссер и актер наслаждаются всеми перипетиями событий, предложенными драматургом. Что же касается «высокой» комедии — комедии характеров, ее контрастные драматические краски ярко вспыхивают, когда вместе с париком Оргон сбрасывает с себя личину уверенного в непогрешимости своих поступков, человека, когда с позором выдворенный и угодивший за решетку («0х! Слава небесам!») негодяй Тартюф волею режиссера все-таки остается в доме и на сцене, потому что с исчезновением Тартюфа не исчезло зло. Куда они денутся — зло и лицемерие, олицетворенные в Тартюфе? Рано предаваться благодушию, хотя уже три века отделяют нас от мольеровской комедии. 
Я совсем не сторонник того, чтобы вольный взмах крыла мольеровской комедии стал тяжелее. Может быть, он стал бы шире, если бы Анатолий Эфрос внимательнее отнесся к молодым героям комедии Валеру и Мариане, воплотившим для Мольера верность, добро, благородство без всякой примеси лицемерия; если бы впустую резонерствующий Клеант — по мнению рецензентов, уже писавших о «Тартюфе» (и моему тоже), счастливая находка режиссера и актера — не выпаливал скороговоркой все свои сентенции. Где-то нужны и паузы. Ведь Клеант понадобился автору не только для того, чтобы завуалировать сатирическую остроту комедии. В уста Клеанта Мольер вложил несколько ему самому дорогих мыслей. Перечитайте текст комедии — и вы в этом убедитесь.
Впрочем, такие мысли приходят в голову не в театре, а потом, когда перебираешь, суммируешь впечатления. Но я не хотел бы заканчивать эти заметки укором. Хорошо, что образ трагического булгаковского Мольера будет вспоминаться на весёлом представлении «Тартюфа», а мудрый смех «Тартюфа» — на драматической «Кабале святош».

Литературная газета
Б. Галанов, 16-12-1981


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru