Logo
Title
Title



Главная :: Программы :: Художник-технолог по костюму :: Основные предметы

Художник-технолог по костюму: основные предметы

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА

Базовый курс для подготовки художников-технологов по сценическому костюму.
Задача курса научить студентов способам и технологическим приемам изготовления костюма в зависимости от решения художника-автора и в процессе обучения подготовить специалистов для реализации творческих проектов любой сложности в производственных мастерских. В программу входит освоение конструктивного и пластического построения макета костюма, перевод из плоскостного решения эскиза костюма в объемную форму с соблюдением пропорций, силуэта и декора, составление документации и сметы.

КОМПОЗИЦИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА

Композиция — основной предмет для художников и ознакомительный для технологов. Все предметы авторской программы обучения студенты осваивают для того, чтобы свободно сочинять костюмы к любой пьесе с режиссерским решением любого направления, вписываясь в предложенную сценографию по стилю, цвету, фактуре и форме, учитывая особенности внешности и пластики актеров, светового решения. Над реализацией своих эскизов студенты-художники работают вместе с технологами, добиваясь взаимопонимания в макетах костюмов на манекенах прежде, чем они будут выполняться в необходимом материале для актеров, не забывая о бюджете всего проекта. В рамках предмета композиция сценического костюма входят практические курсы: основы сценографии, основы режиссуры и театральный свет и грим.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ СЦЕНОГРАФИИ

Основы сценографии — практический курс в рамках композиции костюма, в задачи которого входят: создание творческой связи между режиссером, художником-постановщиком и художником по костюмам; подчинение работы над спектаклем общему замыслу; умение войти в сценическое пространство, созданное различными художниками.

РИСУНОК
ЖИВОПИСЬ

Предметы преподаются по авторской методике в традициях академической русской школы. Живопись — это прежде всего цвет. Цвет надо уметь увидеть и передать его с помощью красок. Здесь также необходима интересная композиция и верный предварительный рисунок. Точная передача цвета и тона, фактуры, характера ткани — навыки, необходимые художнику, работающему с костюмом. С первых занятий студенты начинают рисовать и писать натуру в исторических костюмах. Постановки в стиле различных Эпох приучают смотреть на постановку глазами живописца того времени, используя соответствующую технику и стиль. Но, конечно, самое важное — это свое, творческое отношение к работе, взгляд художника, способность отсеять малозначимое и выявить главное. Предусмотрены разные программы для курсов «Художник-технолог» и «Художник по костюму».

ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

Предмет изучения — строение и пропорции фигуры человека в статике и движении. Эти знания необходимы для свободной передачи пластики персонажей, когда художники придумывают костюм на листе бумаги, и когда по эскизу моделируется костюм.

БИБЛИОГРАФИЯ И ИКОНОГРАФИЯ

Необходимый предмет для изучения специальных дисциплин. Весь комплекс изучения костюма начинается с подготовительной работы в библиотеке. В основу обучения художников сценического костюма заложен метод работы с изображениями для формирования авторской идеи и ее технологической реализации. В задачи программы входит знакомство с справочно-библиографическим аппаратом (СБА) библиотек, музеев и ресурсов Интернета. Для освоения тем базовыми являются СБА и фонды РГБИ, как наиболее соответствующие специфике профессии художника и технолога.

ИСТОРИЯ КОСТЮМА

Археологические находки, скульптура, живопись, фотографии, модные гравюры и журналы, прейскуранты торговых домов и описания современников помогают студентам воссоздать зрительный образ предыдущих эпох. Основное внимание уделяется изучению, зарисовкам и обмерам сохранившихся оригиналов в фондах и на экспозициях отечественных и зарубежных музеев, в собраниях частных коллекционеров и нашего отделения. За время обучения студенты с педагогами занимались в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Берлина, Мюнхена, Лондона, Манчестера и др.

ИСТОРИЯ и ТЕХНОЛОГИЯ ВОЕННОГО КОСТЮМА

Военный костюм студенты изучают в строгой последовательности с курсом истории костюма по материалам фондов РГБИ, коллекциям военного костюма в ГИК музее-заповеднике «Московский Кремль», ГИМ, в музее образцов технического комитета ЧВУМОРФ, в Санкт-Петербургских музеях: Эрмитаже, Петергофе, Павловске, Гатчине, Музее ВМФ, Артиллерийском музее, а также в музеях Франции, Великобритании и др. В процессе обучения студенты делают зарисовки и обмеры, формируют и постоянно пополняют библиографию по этому предмету. В программу входит изучение конструктивных деталей и технических особенностей изготовления в театральных мастерских защитного вооружения, оружия нападения, знаков различия и характерных элементов декора военного костюма в разные эпохи. На практических занятиях студенты макетируют особенно интересные элементы военного костюма, учатся составлять к ним технические описания и рисунки.

ИСТОРИЯ КУЛЬТОВОГО КОСТЮМА

Основным предметом изучения являются культовые облачения народов Древнего мира, основных религиозных конфессий европейской цивилизации. Все особенности кроя и декоративного решения, сановные различия в повседневной и богослужебной православной, католической и протестантской одеждах изучаются в течение шести семестров на материалах из фондов РГБИ, на экспозициях и в фондах ГИК музея-заповедника «Московский Кремль», ГИМ, г. Загорска, Санкт-Петербурга.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНЕЙ

Современное театральное искусство требует от художника использования имитаций. При большом выборе фактур и рисунков редко удается найти готовый материал, соответствующий художественному образу спектакля и имеющий требуемый колорит, орнамент нужного ритма и масштаба. Обработка и роспись позволяют заменить трудоемкие и дорогостоящие вышивки, кружева, драгоценные парчовые ткани. Студенты осваивают техники обработки тканей: роспись, набойку, имитации золотого шитья и кружева, шелкографию, батик, способы тиснения и перфорации, плетения и ткачества. Для более эффективного усвоения предмета широко используется иллюстративный материал РГБИ и коллекции музеев.

ИСТОРИЯ УКРАШЕНИЯ ТКАНЕЙ

В теоретическую часть авторской программы входит изучение орнаментов всех времен и народов. Студенты учатся понимать роль орнамента в сложении художественного стиля, эстетическую, социальную, сословную, символическую роль орнамента в историческом костюме. В фондах РГБИ, ГИМ, музее Московского текстильного института, ГИК музее-заповеднике «Московский Кремль» студенты знакомятся с подлинными тканями. На практических занятиях художники-технологи осваивают методы изображения исторического орнамента, построения текстильных раппортных композиций и монокомпозиций, художники по костюму — создают авторские композиции для курсовых проектов.

ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ И КРУЖЕВА

Во время обучения студенты получают возможность изучить стилистику, технические приемы, исторический контекст вышивки и кружева не только по материалам фондов РГБИ, но и соприкасаясь с «живыми» вещами из фондов музеев, частных коллекций и собрания отделения.

ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО КОСТЮМА

Курс состоит из лекций, в которых излагается история развития искусства сценического костюма. На практических занятиях в РГБИ, ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, а также на примере коллекции отделения студенты знакомятся с изображениями, эскизами костюмов и сохранившимися театральными костюмами, выполняют зарисовки. Посещения в Государственном музее театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург), музеях ГАБТ и других театров Москвы и Санкт-Петербурга, Театральном музее (Лондон), музейном хранении Оперы Гарнье, Музейном хранении и мастерских Комеди Франсез, Национальной библиотеке (Франция) служат дополнительным источником информации.

ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Курс истории материальной культуры изучает предметы, входящие в состав костюма: перчатки, сумки и портмоне, трости и зонтики, очки и лорнеты, монокли, ювелирные изделия (знаки царской власти, диадемы, кольца, серьги, ожерелья, броши, браслеты, шляпные и галстучные булавки, шателены, эгреты, и т. д.), портсигары, трубки, зажигалки, часы, портбукеты, веера, носовые платки, маски. Предмет читается параллельно с историей костюма.

ТЕХНОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА

Основой для изучения старинного кроя и технологии изготовления одежды служат сохранившиеся подлинники в фондах отечественных и зарубежных музеев, опубликованный кроильный материал. За время существования предмета студентами выполнены предметы одежды с эпохи Античности до конца XIX века и конструкции для создания модного силуэта (корсеты, фижмы, кринолины, турнюры), которые составили учебный фонд реконструкций.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Все виды тканей от древних цивилизаций до наших дней — их пластические свойства, декоративные особенности, технологические возможности изучаются в хронологическом порядке, постоянно пополняется методическое пособие с образцами тканей. Проводится сравнительный анализ исторических и современных тканей. Программой предусмотрены посещение фабрик, изучение современного ассортимента тканей, занятия в музеях.
В рамках предмета организован спецкурс «Ювелирное дело», изучающий декоративные свойства камней, способы их художественной обработки: шлифовку, резание, глиптику, гранение и меры драгоценных камней. От эпохи освоения металлов до нас дошли интересные изделия из благородного и неблагородного металлов, выполненные разными техниками: литьем, ковкой, гравировкой, техникой зерни, филигранью, инкрустированием и др. Занятия проводятся в музее-заповеднике «Московский Кремль», ГИМ, Музее геологии.

ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ

Короткий курс (1 семестр) знакомит студентов обеих профессий с процессом реализации художественного решения спектакля: изготовление декораций, реквизита, костюмов, грима, звука, света. В программу обучения входит посещение мастерских МХТ во время производства спектакля, присутствие на монтировочных репетициях.

ГРИМ И ПАСТИЖ

На практических занятиях в параллель с историей костюма студенты изучают историю прически и знакомятся с возможностями и секретами постижерского искусства, учатся создавать грим для персонажей пьес различных исторических эпох: возрастной, портретный, образный, характерный и т. д.

ШВЕЙНОЕ ДЕЛО

На практических занятиях художники-технологи приобретают навыки и знания по пошиву театральных костюмов. Приемы обработки и тонкости швейного ремесла изучаются последовательно с курсом истории костюма. Студенты знакомятся с современным оборудованием и новыми технологиями в театральных мастерских, а также с работой специалистов — бутафоров, сапожников, модисток, цветочниц.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

Новый предмет, необходимый как современный инструмент, способный помочь художникам и технологам обеих курсов в приобретении навыков обработки информации, полученной в ходе обучения, пользование графическими редакторами и ресурсами интернета

АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Хронологический принцип обучения охватывает историю костюма от Древнего мира до 20 века и наряду со специальными предметами включает обязательные знания гуманитарных наук. Постижение общих знаний по истории зарубежного и русского театра, литературы, истории и философии дополнены специальными курсами лекций с учетом профессиональной и творческой специфики. Вклад всего профессорско-преподавательского состава нашего института в общее дело образования и воспитания грамотных специалистов высоко оценивается, как необходимая и обязательная основа в развитии творческой личности.

ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ

Предмет дает объемное и систематическое представление о процессе художественной эволюции, высокий уровень обобщения материала по всем видам искусств, который позволяет студентам свободно ориентироваться в эпохе, ее художественных предпочтениях. Программа подготовлена по авторской методике с учетом задач, стоящих перед отделением и рассматривает восприятие искусства каждой эпохи не как собрания отдельных художников, а как периода, организованного общими закономерностями.

ИСТОРИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Задача этого базового гуманитарного курса — научить студентов свободно ориентироваться в истории русской литературы. Знания о литературных жанрах и стилях помогают понять художественные особенности русской культуры. Комплексное обучение материальной культуры и истории костюма помогает объемно видеть и понимать литературные произведения. На лекциях студенты изучают литературу от древних летописей до XX века включительно.

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Освоение наследия мировой художественной культуры проходит на материалах преимущественно европейского и русского искусства. Студенты постигают творчество крупнейших мастеров живописи, графики и скульптуры на экспозициях и выставках, в фондах музеев Москвы и Санкт-Петербурга, а также европейских музеев, по репродукциям с учетом профессионального интереса к истории костюма.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Программа для высших учебных заведений по английскому языку построена в соответствии со спецификой тем по истории и технологии костюма. В соответствии с программой студенты читают и переводят тексты ведущих западных исследователей моды, технологии кроя и текстиля. Составляется и пополняется словарь терминов.

СПЕЦКУРСЫ В ФОНДАХ МУЗЕЕВ

За время существования отделения педагоги и студенты посещали экспозиции и фонды отечественных музеев:
Кремль ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГТГ, Государственного музея А. С. Пушкина (Москва), Московского областного краеведческого музея (Истра), Музея Востока, Музея Тропинина и московских художников его времени, Эрмитажа, Петергоф, Ораниенбаум, Павловского дворца-музея, Гатчинского дворца-музея, Артиллерийского музея, Государственного музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург), Музей этнографии, Русский музей, музейного хранения Киностудии им. М. Горького, ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Музея МХАТ, Музея ГАБТ, Музея-заповедника «Царицыно»;
краеведческих музеев:
г. Коломна, Музея Троице-Сергиевой Лавры, Музея истории города Москвы, музея Кино;
западных музеев:
Музея Виктории и Альберта, Музея Ганерсбери, Кенсингтонского дворца, Британского музея, Национальной портретной галереи, Музея Лондона, Тауэра, Театрального музея Лондона, Галерею английского костюма в Манчестере; Лувра, Музея моды и текстиля, Музея костюма города Парижа — Гальера, Музея вееров, Музея Клюни, Музея Карнавале, музейного хранения Оперы Гарнье, Музейного хранения и мастерские Комеди Франсез, Национальной библиотеки (Франция).



© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru