Logo
Title
Title



Главная :: Учебный театр :: Спектакли :: :: Преступление во МХАТе
Преступление во МХАТе

Анастасия Полякова

Великое произведение Фёдора Михайловича Достоевского, знакомое каждому еще со школьной скамьи, пользуется заслуженной любовью театральных режиссеров. В нем есть где развернуться творческой душе: присутствует и сюжетная драма, и духовные искания главного героя. Именно поэтому, если взглянуть на актуальную театральную афишу столицы, найдется не один театр, где можно увидеть эту постановку. Примером тому служат и Театр имени Моссовета, и Московский театральный центр «Вишневый сад», и Театр мюзикла.
Не смогли обойти произведение своим вниманием и студенты третьего курса Школы-студии МХАТ. В пространстве учебного театра воплотил драму на сцене режиссер, актер и педагог Михаил Мокеев. Говоря о студенческих спектаклях, стоит отметить, что они во многом отличаются от традиционных репертуарных или антрепризных постановок. Студентам, будущим актерам, предоставляется бóльшая свобода действий. В таких спектаклях зачастую отсутствует «четвертая стена», зрители становятся не просто сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками действия. Так было и в этот раз.
Своеобразный интерактив начался с первых минут, когда вышедший на сцену актер обратился к зрителям с вопросом, кто из собравшихся читал роман. Далее последовал краткий пересказ содержания и ремарка о том, что как таковое действие ребята разыгрывать не будут, а попробуют представить разбор персонажей, перемежая его фактами из романа. Из-за этого несколько пострадала цельность действия, которая поддерживалась, в основном, за счет пересказа частей романа, но никак не зрелищность. В действии присутствовали разностильные этюды, часто идущие вразрез с хронологией повествования, а некоторые — и вовсе без продуманной логики следующие один за другим. Задействованы оказались любые подвернувшиеся под руку приемы.
Наблюдать все это было весьма занятно, если не искать логики и не ждать чего-то сверхгениального. Перед зрителями предстали Раскольников, задающийся вопросом, тварь он дрожащая или право имеет, а для достижения комического эффекта еще и созвучным вопросом, отсылкой к шекспировскому Гамлету, «быть или не быть». Соня Мармеладова и её отец, старуха-процентщица и её сестра Лизавета, а также Дарья Францевна, хозяйка «непристойного заведения», куда попадает Сонечка.
Диалог последних вызвал смех в зале. Равно как и расчет роста Лизаветы, на примере опять же зрителя.
Кульминацией постановки, как и в произведении, стало убийство старухи-процентщицы. Это был, самый зрелищный, интересный и захватывающий момент спектакля. Режиссер решил визуализировать его с помощью курицы. Да-да, не удивляйтесь, в спектакле на сцену выносят живую курицу. И дальнейшие минуты три превращаются в бесконечное переживание за судьбу птицы, потому что актеры ведут себя так, будто на полном серьезе собираются обезглавить птицу. К счастью, обходится без кровопролития: под громогласную музыку и озарение интерьеров кроваво-красным светом курицу торжественно убирают со сцены (целой и невредимой; хотя за психику не отвечаем).
Интересна также сцена пересказа библейского воскресения Лазаря, сопровождавшаяся дымовой завесой, окутавшей зал. Кроме этого в спектакле присутствовали музыкальные и песенные вставки, служившие для воссоздания атмосферы.
Говорить о художественной ценности постановки пока сложновато, тем более, что сейчас идут предпремьерные показы. Премьера назначена на 9 апреля текущего года. Более того, судя по отзывам, режиссер и актеры сами до сих пор находятся в творческом поиске: так, например, на одном из предыдущих показов во время «убийства» сестер никакой курицы на сцене не было, а действие было подано с помощью кукол-«перчаток» из-за ширмы.
Что ж, остается пожелать будущим актерам вдохновения и удачной скорой премьеры!

MuseCube
20-03-2018




© 2002—2018 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru