Logo
Title
Title



Главная :: Учебный театр :: Спектакли :: :: Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира»
Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира»

Устроительница Stanislavsky.lv – «Везем в Ригу школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира»

Автор: Андрей Шаврей (журналист)

Уже третий год в Риге проходит фестиваль дипломных спектаклей театральных вузов Stanislavsky.lv. В этом году осенняя сессия состоится 29 и 30 ноября в Доме Москвы. Перед нами предстанут действительно будущие звезды, а пока что студенты легендарной школы-студии МХАТ. «Занимательное занятие — иметь возможность наблюдать, как растут будущие Чулпан Хаматовы и Евгении Мироновы!», — сказала в беседе с Rus.lsm.lv устроительница фестиваля Наталья Захарьят.

 — Наталья, прежде всего расскажи, что увидят рижане на этот раз. Говорят, «гвоздь сезона» — ученики Аллы Сигаловой. Алла Михайловна приедет тоже?

 — Участниками фестиваля являются студенты четвертого курса Школы-студии МХАТ, которые учатся в мастерской Сергея Земцова и ректора Школы Сергея Золотовицкого и в июне 2018 года станут дипломированными артистами театра и кино.

Но со студентами в Ригу приедет и режиссер Алла Сигалова – автор уже нашумевшего в Москве спектакля «Путешествие в Твин Пикс», который Школа-студия МХАТ представит рижской публике 29 ноября в 19.00 на сцене Дома Москвы. Спектакль представляет собой театральную фантазию на темы и образы выдающихся авторов одноименного сериала — режиссера Дэвида Линча и композитора Анджело Бадаламенти.

30 ноября в 19.00 на сцене Дома Москвы студенты Школы-студии МХАТ будут играть спектакль по произведениям Корнея Чуковского «ЧудоЧудоЧеловек» в постановке режиссера-педагога Марины Дровосековой (московский театр «Сатирикон»). В спектакле также использованы тексты Александры Бруштейн, Лидии Чуковской, Константина Райкина, Марии Чуковской, Евгения Шварца, Андрея Вознесенского, Софьи Богданович, Натальи Долининой, Иосифа Бродского.

 — Как возникла идея фестиваля, при каких обстоятельствах?

 — Идея зрела во мне очень много лет — с начала нулевых годов, когда я вернулась из Риги в Москву (где прожила около десяти лет) и меня пригласили поучаствовать в организации гастролей Высшего театрального училища им. Щукина. Тогда два вечера подряд студенты играли на сцене Рижского русского театра. И если на первый спектакль зал удалось собрать наполовину, то на следующий день народ практически висел на люстрах – это был очень крутой аншлаг.

Тогда и стало ясно, что наша избалованная театральная Рига все-таки не так уж избалована. Поскольку мы не имеем практики посещения учебных работ без пяти минут профессиональных артистов. А это очень занимательное занятие – иметь возможность наблюдать, как растут будущие Чулпан Хаматовы и Евгении Мироновы!

В Москве и Петербурге, например, посещение дипломных спектаклей в театральных вузах — это один из престижнейших видов досуга среди театралов всех возрастов.

Не говоря о том, что современные студенты творческих вузов сегодня много снимаются в кино и среди них есть настоящие медийные лица. Так в ноябре вместе со своим курсом к нам приедет Дарья Антонюк – победительница телешоу «Голос» 2016 года.

А главное — студенческие спектакли всегда отличаются особой энергетикой, искренностью, неординарными решениями, высочайшим уровнем актёрской отдачи.

 — С чего начали в Риге?

 — Толчком к открытию в Риге фестиваля стал тот факт, что в российские театральные вузы на протяжении последних пятнадцати лет каждый год поступают молодые люди из Латвии. И, соответственно, каждый год, они пополняют труппы московских и питерских театров. Наш Stanislavsky.lv – это возможность своеобразного творческого отчета таких студентов-выпускников перед родной публикой.

Сигалова о своем спектакле:

Все составляющие сериала «Твин Пикс»: изобразительный ряд, музыка, герои, абсурдный и алогичный юмор — манят, волнуют воображение, пугают и притягивают, шокируют и восхищают. Мотивацией к работе над этим материалом стало желание снова пережить встречу с потрясающими персонажами Дэвида Линча, окунуться в завораживающую атмосферу, прожить события этой шокирующей, тревожащей нервы детективной мистической истории. И, конечно, хотелось поделиться своей любовью к этому сериалу и к фигуре его автора — выдающегося режиссера Дэвида Линча, с учениками, студентами Школы-студии. Заразить их этой любовью, увлечь в сложное и яркое путешествие на планету под названием «Твин Пикс». В финальной сцене сериала к агенту Куперу приходит погибшая Лора Палмер и говорит фразу: «Увидимся через 25 лет…», и вот эти 25 лет прошли и в преддверии выхода третьего сезона сериала мы показываем наше «Путешествие в Твин Пикс».

Первый фестиваль провели в мае 2015 года — привезли на гастроли мастерскую Леонида Ефимовича Хейфеца из ГИТИСа. В числе участников приезжал тогда и наш Герман Андреев, выпускник 40-й средней школы, исполнитель роли Ромео в фильме Мариса Мартинсонса «Ромео и Джульетта». Сегодня он актер московского государственного Театра на Покровке им. Арцыбашева и также сотрудничает на договорной основе с театром им. Ермоловой.

 — Для артиста это очень престижно!

 — Конечно. С тех пор мы провели уже восемь сессий — в рамках каждой представляли рижской публике один актерский курс с двумя дипломными спектаклями. В результате за два с половиной года рижане успели познакомиться с учениками Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой из Института Современного Искусства, Владимира Андреева, Леонида Хейфеца и Михаила Борисова из ГИТИСа, Евгения Писарева из Школы-студии МХАТ и Владимира Бейлиса из театрального училища им. Щепкина.

 — Патроном фестиваля является Адольф Шапиро, как это произошло?

 — Год назад мы провели в рамках фестиваля творческую встречу с легендарным режиссером Адольфом Шапиро, и он согласился именоваться патроном нашего фестиваля. Интересно, что в оргкомитет Stanislavsky.lv входит всего четыре человека. Трое из них (включая меня) – воспитанники Школьного Театрального Актива при Рижском ТЮЗе, которым некогда руководил Адольф Яковлевич. 

 — Насколько сложно провести нынче в Риге полноценный фестиваль?

 — Самые главные сложности — мы существуем за счет полной самоокупаемости и принципиально не хотим повышать цены на билеты. Потому что студенческие спектакли должны быть доступны ровесникам актеров – старшеклассникам и студентам. Главная цель фестиваля — популяризация театрального искусства среди молодежи. Самые дорогие билеты у нас — 15-20 евро. Но молодежь имеет возможность приходить к нам за 8-10 евро. Плюс студентов Латвийской Академии культуры, а также актеров и режиссеров местных театров мы всегда приглашаем на фестиваль в качестве гостей.

При этом обращаю внимание, что актерские курсы насчитывают по 20-30 человек, в Ригу они привозят полноценные декорации и костюмы, т.е. ни о какой антрепризе на двух стульях речь тут не идет.

Более никаких сложностей нет. Тяжело бы в самом начале, когда только зарождался фестиваль и приходилось всем долго объяснять, чем отличаются студенческие спектакли, созданные в театральных вузах от спектаклей, поставленных в любительских театральных студиях студентами-химиками или юристами. Но за два с половиной года эти проблемы уже померкли. У нас уже появился свой постоянный зритель и интерес к фестивалю с каждой сессией только растет. Слава Богу!

Раз в год нас поддерживает агентство по туризму LIVE RIGA, в мае этого года помощь оказал благотворительный фонд Rietumu banka – за что мы им безмерно благодарны.

 — Ты уже видела эти спектакли наверняка, встречалась с режиссерами?

 — С Аллой Михайловной мы познакомились пока заочно — благодаря протежированию актрисы Яны Сексте. Идеей привезти в Ригу Школу-студию МХАТ со спектаклем Сигаловой «Путешествие в Твин Пикс» мы загорелись ровно год назад, когда в социальных сетях появились первые восторженные отзывы после его премьеры. Позже мы познакомились с Ильей Бочарниковым – художественным руководителем резекненского театра «Йорик» и по совместительству педагогом Школы-студии МХАТ и ассистентом Сигаловой в спектакле «Путешествие в Твин Пикс» — и укрепились в своем желании. 

Интересная деталь —

спектакли, которые мы привозим на фестиваль, в первый раз мы смотрим вместе с нашими зрителями.

Связано это с тем, что век подобных спектаклей недолог, появляются они на свет порой буквально за полгода до того, как ребята заканчивают обучение в вузе. Даты премьер, как правило, назначаются буквально за несколько дней. Гарантией качества для нас здесь выступают театральные вузы и режиссеры-педагоги.

А еще нам помогают наши рижане, которые учатся в Москве – они не пропускают студенческих премьер и сразу же делятся с нами своими впечатлениями. Еще мы прислушиваемся к мнению Григория Заславского — театрального критика и ректора Российского театрального института ГИТИС, который в мае этого года был почетным гостем нашего фестиваля.

 — Помню, как в начале века в Ригу случайно заехали студенты училища им. Щукина — это была фантастика! А чем, на твой взгляд, поражают ученики школы-студии?

 — Школа-студия МХАТ — это один из сильнейших театральных вузов мира. И в прошлом году мы лишний раз в этом убедились, когда привозили на наш фестиваль студентов, которые учились в мастерской худрука Московского театра им. Пушкина Евгения Писарева. Во-первых, на четвертом курсе они все уже крепкие профессионалы. Во-вторых, очень яркие индивидуальности. В-третьих, почти все относятся к разряду синтетических артистов – блистательно танцуют и поют (достаточно сказать, что именно Школу-студию МХАТ закончили в свое время Полина Гагарина и Сергей Лазарев, а сейчас там учится Антонюк).

Еще одна отличительная особенность Школы-студии МХАТ — они обязательно ставят дипломные спектакли на основе современных текстов или же - классику, отталкиваясь от реалий сегодняшнего дня. Так в прошлом году студенты Евгения Писарева представили нам спектакль «Жизнь в розовом цвете» — по рассказам современных авторов.

 — А вот, кстати, весьма актуальный вопрос… Ваши творческие планы?

 — Творческих планов – море. Фестиваль проводим три раза в год. В марте 2018-го планируем привезти в Ригу ГИТИС — студентов хорошо известного рижанам Сергея Голомазова. Среди которых есть наша соотечественница — Марика Шмуксте. В мае 2018-го приедет высшее театральное училище им. Щепкина, которое так полюбила наша публика, благодаря прошлому сезону и спектаклю режиссера Алексея Дубровского «Дневник Анны Франк». Есть также договоренность, что приедет ректор этого училища — замечательный театральный критик Борис Николаевич Любимов. А далее будем знакомить рижан с ВГИКом, театральным институтом им. Щукина, Санкт-Петербургским институтом сценических искусств.

В планах также продолжать творческие встречи со студентами актерских факультетов Латвийской Академии культуры, которые мы регулярно устраиваем, благодаря поддержке нашего режиссера Михаила Груздова.

LSM.LV
9-10-2017




© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru